Сущность правового воспитания детей дошкольного возраста

Страница 3

- представления о личных правах человека;

- представления о гражданских правах человека;

- представления о социальных и культурных правах человека.

Вторым компонентом правовой культуры мы выделяем нравственно-правовые суждения и ценностные ориентации личности. Под нравственно-правовыми суждениями детей понимается высказываемое ребёнком отношение к событиям социальной действительности, людям, условиям и образу жизни, их потребностям и поступкам, правам и обязанностям, проявляемый интерес к отношениям между людьми.

Ценностные ориентации – это способность ребёнка в поведении, во взаимодействии с другими людьми самостоятельно ориентироваться в таких общечеловеческих ценностях, как свобода, справедливость, равенство, уважение, достоинство, доброта, честность, порядочность, бережливость, а также несогласие и отрицание таких проявлений, как несправедливость, унижение, воровство, ложь, лицемерие.

Третьим компонентом правовой культуры на начальных этапах становления личности выступают адекватные нравственно-правовым представлениям, суждениям и ценностным ориентациям ребёнка модели правового поведения в обществе, означающие владение детьми навыками и умениями терпимого и ответственного поведения; согласовывать свои действия с действиями сверстников, замечать нарушения правил в собственном поведении и поступках других детей, подчиняться действующим правилам, при необходимости уметь устанавливать и изменять их, понимать причину конфликта и находить способ его конструктивного разрешения, вставать на защиту сверстника, чьи права нарушаются.

На основании анализа психолого-педагогических исследований по проблеме правового воспитания, исходя из сущности правовой культуры на начальных этапах становления личности, её структуры Н.Ю. Майданкина, М.А. Ковардакова выделили критерии её сформированности.

Так, в качестве первого критерия правовой культуры авторы рассматривают объём и содержание представлений воспитанников о правах и свободах человека. Как правило, системные представления детей о правах человека во многом определяют высокий или низкий уровень овладения ими правовой культурой в целом. Этот критерий имеет ярко выраженный познавательный характер, поэтому он определяется как когнитивный.

В качестве второго критерия правовой культуры на начальных этапах становления личности может выступать характер нравственно-правовых суждений воспитанников о социальной действительности, т.е. высказываемое ребёнком отношение к событиям социального мира, а также усвоение ребёнком нравственно-правовых ценностей. Поскольку суждения, ценностные ориентации, отношение ребёнка строятся на основе аналитическо-синтетической деятельности, происходит установление причинно-следственных связей, второй критерий обозначается как оценочно-отношенческий.

Способность воспитанников демонстрировать адекватные ситуации модели нравственно-правового поведения служит ведущим – третьим критерием сформированности правовой культуры детей. Как каждый образовательный процесс, процесс правового воспитания должен иметь определённый результат. Результатом процесса правового воспитания и является овладение детьми элементарными моделями нравственно-правового поведения, которые представляют совокупность определённых навыков и умений: действовать в соответствии со сложившимися нравственно-правовыми представлениями, руководствуясь усвоенными ценностями, установленными правилами и нормами, этот критерий был определён как поведенческий.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволил определить основы правовой культуры на начальных этапах становления личности – это совокупность таких компонентов, как нравственно-правовые представления, нравственно-правовые суждения и ценностные ориентации и отношения, адекватные им модели поведения детей.

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Методика исследования уровня самооценки
Исследование уровня самооценки проводились по тесту-опроснику. Он включает 32 суждения, по поводу которых возможны 5 вариантов ответов, каждые из которых соответствует определенному количеству баллов. Отвечая на вопросы теста, проставляются баллы в зависимости от выбранного варианта ответа: “очень ...

Методы исследования и диагностики профессиональных установок учащихся
Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимся необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по ...

Применение принципа научности
Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки, в данном случае, экономики. Н ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru