Сущность правового воспитания детей дошкольного возраста

Страница 2

- соблюдение законов общества и следование им в своём поведении, деятельности.

В связи с этим сущность правовой культуры выступает как степень осведомлённости граждан о праве, состоянии законности и правопорядка в обществе. Ядром правовой культуры личности является становление позитивного, развитого, целостного правосознания, побуждающего к правомерным действиям и поступкам. Компоненты правовой культуры личности сочетают в себе знание своих прав и свобод, способность критически оценивать принимаемые законы, готовность участвовать в подготовке законодательства, протестовать против закона, противоречащих духу права, умение защищать свои права, солидаризироваться с другими гражданами, чьи права также нарушаются.

Проведённый анализ педагогических исследований по проблеме правового воспитания, учёт возрастных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста позволили нам уточнить сущность понятия правового воспитания на начальных этапах становления личности.

Правовое воспитание в старшем дошкольном возрасте нами понимается как процесс, направленный на создание условий для приобщения детей к национальным и общечеловеческим духовным ценностям, на базе которых происходят усвоение элементарных правовых норм и формирование предпосылок активной жизненной позиции ребёнка.

На этапе дошкольного возраста ребёнок начинает осознавать, познавать самого себя, раскрывает свои возможности и способности, становится полноценным и полноправным членом человеческого сообщества, приобщается к социальному миру.

Мы исходим из понимания того, что процесс правового воспитания детей старшего дошкольного возраста направлен на приобщение детей к правовым ценностям и приобретение определённых знаний о правах человека и правовой норме. Педагогический процесс правового воспитания детей старшего дошкольного возраста предполагает сообщение воспитанникам элементарных представлений о правах и свободах личности, развивает основы культуры личности, обладающей чувством собственного достоинства, с уважением относящейся к другим людям.

Правовую культуру детей старшего дошкольного возраста мы рассматриваем как результат правового воспитания, как овладение и демонстрацию личностью общественно-ценностных, нравственно-правовых моделей поведения. Суть правовой культуры детей старшего дошкольного возраста заключается в овладении детьми навыками и умениями нравственно-правового поведения. Целью формирования основ правовой культуры детей старшего дошкольного возраста является воспитание осознанного и уважительного отношения к праву и нравственно-правовым нормам, следование ценностно-значимым моделям поведения в обществе.

Так, многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что первые представления детей об окружающем, в том числе и нравственные, возникают и развиваются уже на этапе дошкольного возраста. У детей формируется система элементарных представлений о людях, условиях их жизни, сферах деятельности, способах взаимодействия друг с другом, нормах поведения и общения. Дошкольники осваивают такие фундаментальные нравственно-правовые понятия, как доброта, правдивость, справедливость, смелость, долг, ответственность.

В то же время, в процессе овладения системой элементарных представлений о социальной действительности на этапе старшего дошкольного возраста у ребёнка формируются желание и привычка действовать в соответствии со знакомыми ему нормами поведения. Е.В. Субботский отмечал, что у детей этого возраста складываются два типа поведения: нравственно-прагматическое поведение, основанное на внешнем контроле со стороны взрослого; бескорыстно-нравственное поведение, характеризую-щееся сознательным выполнением общественных норм.

Общим в исследуемых типах поведения является стремление детей действовать самостоятельно.

Итак, с учётом вышесказанного мы считаем, что в структуру основ правовой культуры на начальных этапах становления личности входят следующие взаимосвязанные между собой компоненты:

- нравственно-правовые представления;

- нравственно-правовые суждения и ценностные ориентации личности;

- адекватные нравственно-правовым представлениям, суждениям и ценностным ориентациям ребёнка модели нравственно-правового поведения в обществе сверстников и взрослых.

В соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста под нравственно-правовыми представлениями мы понимаем формирование элементарных представлений о правах человека (право на имя, семью, жилище, владение личным имуществом, право на тайну личной жизни и т.д.). На основании психолого-педагогических исследований, изученных международных документов по правам человека мы считаем возможным конкретизировать содержание нравственно-правовых представлений детей по следующим линиям:

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Единство физического и психического развития ребенка
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку ...

Сущность воспитания, его цели и задачи
Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта. Искусс ...

Личностно-ориентированный подход в процессе обучения
Академик В.В. Давыдов писал: «Существовало такое массовое начальное образование, в котором учебная деятельность детей была крайне свернута, а ее содержание было сведено в основном к эмпирическим знаниям и утилитарным умениям». Это высказывание известного ученого можно целиком отнести к традиционной ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru