Педагогическое мастерство, осмысление, понимание, решение преподавателем педагогических проблемных ситуаций связано со степенью развития профессионально-педагогического мышления. Поэтому, одной из основных задач профессиональной подготовки специалистов для образования является формирование профессионально-педагогического мышления, включающего в себя высокий уровень развития процессов анализа, рефлексии, прогнозирования и преобразования.
Проведенный анализ литературы (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская К41; Д.В. Вилькеев; С.Т. Каргин; А.К. Маркова; Е.К. Осипова; М.М. Кашапов и др.) показывает, что существуют различные подходы к пониманию сущности профессионально-педагогического мышления, что обусловлено отсутствием четкого определения понятия «мышление». Так, В.А. Сластенин и Я.С. Турбовский рассматривают педагогическое мышление как «теоретические акты педагогических действий, в форме познавательной задачи, обуславливающие педагогическую деятельность». Педагогическое мышление проявляется в анализе информации, относящейся к решению задачи, то есть, ее условий, средств и способов решения; Л.Ф. Спирин, М.А. Степинский, М.Л. Фрумкин, Е.Н. Поляков – как умение анализировать педагогические задачи, опираясь на теорию.
Под педагогическим мышлением понимает «процесс выявления учителем внешне не заданных, скрытых свойств педагогической действительности в ходе сравнения и классификации ситуаций, обнаружения в них причинно-следственных связей». Практическое педагогическое мышление это анализ конкретных ситуаций с использованием теоретических закономерностей и принятие на основе этого педагогического решения.
Педагогическое мышление – вид профессионального мышления, позволяющий субъекту познавать сущность педагогической ситуации и организовывать свои педагогические действия по ее целенаправленному преобразованию. Содержание профессионального мышления педагога заключается в познании им сущности педагогических явлений и творческом решении профессионально-педагогических задач, которые формулирует для себя педагог в результате анализа педагогической проблемной ситуации.
Уровень педагогического мастерства определяется способами решения педагогических ситуаций, тем, в какой степени их решение опирается на теоретическое осмысление собственной деятельности. В процессе решения педагогических ситуаций исследователи выделяют надситуативный и ситуативный уровни, а также соответствующие им профессиональный и непрофессиональный уровни.
Профессиональный уровень характеризуется осознанным решением педагогической ситуации с опорой на теоретическое знание. Непрофессиональный уровень решения педагогической ситуации характеризуется тем, что педагог не осознает ее как задачу и действует по интуиции, не может объяснить мотивы и цели своих действий. Причиной непрофессионального интуитивного решения педагогических задач является несформированность готовности преподавателя к ее квалифицированному теоретическому решению, игнорирование этапа анализа ситуации, неспособность рефлексировать результаты своих педагогических действий. Успешность педагогической деятельности зависит от того, как педагог умеет связать решение оперативных задач со стратегическими, от способности видеть учебно-воспитательный процесс в целом.
В контексте нашего исследования рассмотрим подробнее надситуативный и ситуативный уровни решения проблемных педагогических ситуаций (Каш 136 Киселева).
Ситуативный (оперативный) - решение комплекса текущих, актуальных педагогических проблемных ситуаций, ориентированное на ближнюю перспективу, без учета влияния результата на учебно-воспитательный процесс в целом. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, педагог ищет аналогичную ситуацию в прошлом опыте, кажущееся сходство приводит к реализации решений, неадекватных данной ситуации. В результате репродукции из прошлого опыта действия в педагогической ситуации формируется соответствующий стереотип. Ситуативный уровень сопровождается погружением педагога «внутрь ситуации» с выделением отдельных ее фрагментов. Педагог неспособен выйти за пределы ситуации и увидеть ее в целом.
Полезная информация:
Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др. Архипова Е. Ф. говорит о том, что формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития р ...
Понятие о непроизвольной памяти
Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. Непроизвольное запоминание – запоминание, происходящее без намеренного использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В силу того, ...
Условия формирования здорового образа жизни у старших
дошкольников
Одним из основных условий формирования здорового образа жизни у старших дошкольников являются физкультурные занятия в дошкольном образовательном учреждении. Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям в детском саду. Эта форма работы являе ...