На организационном этапе урока учитель акцентирует внимание ребят, что они уже знакомы со строением, свойствами и способами получения многих металлов. Наука, занимающаяся получением металлов из их природных соединений – минералов и руд, носит название (какое?) металлургии.
Еще в VI веке ученый и врач Георг Агрикола, заложивший основы металлургии, автор сочинения «Двенадцать книг о металлах», призывал стремиться к тому, чтобы «добытую руду плавить с пользой для дела и получать из нее путем отделения шлаков чистые металлы». Это главная задача металлургии и в наши дни.
(Демонстрируется слайд №1 с высказыванием Георга Агрикола).
Далее учитель задает вопрос: Какими важными физическими свойствами обладают металлы? (Ответ: прочность, ковкость, высокие тепло- и электропроводность).
Учитель продолжает свой рассказ.
Но почему химически чистые металлы редко используют в быту и промышленности? Например, из магния не делают бытовые изделия; легкий прочный кальций не используют в самолетостроении?
Как же можно устранить хрупкость металлов?
Этот вопрос не переставал волновать человечество с тех пор, как каменный век сдал свои полномочия эпохе меди.
Первое знакомство с медью произошло в доисторические времена. Из медных самородков человек делал топоры, копья, щиты.
(Демонстрируется слайд №2 с фотографиями изделий из медных самородков).
В России медные рудники были на Дону, в Приднестровье, на Урале. Открытие и разработка месторождений меди на Урале связаны с именем Никиты Демидова. Опыт применения чистой меди показал многие недостатки этого металла и заставил задуматься над улучшением его качеств. Вот тогда на смену медному веку пришел бронзовый. Металлы одиночки уступил место сплавам.
(Демонстрируется слайд №3 с указанием темы урока).
Учитель определяет цели урока и его задачи.
Затем учитель задает ребятам вопрос: «Исходя из жизненного опыта скажите, что же такое сплавы?»
Учитель плавно подводит ребят к определению сплавов.
Дается формулировка: сплавы – материалы с характерными свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых по крайней мере один – металл.
(Демонстрируется слайд №4, в котором отражено определение сплава).
Учитель сообщает, что при сплавлении различных металлов строение их изменяется: расстояние между атомами в узлах кристаллической решетки либо уменьшается, либо, наоборот, увеличивается.
Считается, что при этом появляются дополнительные силы, скрепляющие атомы в кристалле. Вот почему сплавы обычно более прочные, чем чистые металлы.
Рассмотрим состав и области применения различных сплавов.
Таблица 2.1 – Состав и области применения различных сплавов
Вид |
Состав |
Применение |
Чугун |
Fe (93%); C (2-4,5%); Mn, Si, P, S |
Изготовление литых деталей (трубы, колеса и т.д.), переработка в сталь |
Сталь |
Fe (93%); C (<2%); Mn, Cr, Ni, W, Si, Mo, V, Ti |
В самолетостроении, изготовление инструментов, деталей для машин |
Латунь |
Сu, Zn (30-35%) |
В самолетостроении |
Дюралюминий |
Al (95%) Mg, Cu, Mn |
Изготовление деталей для машин, предметов домашнего обихода |
Бронза |
Cu – Sn; Cu – Al; Cu – Pb; Cu - Si |
Изготовление частей машин, для художественных отливок |
Полезная информация:
Возрастные особенности личности младших школьников
То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвящ ...
Рекомендации по усовершенствованию сервисной деятельности Центра
Развития Ребенка «ЛИМПИК»
Центр Развития Ребенка «ЛИМПИК» в Новом Оккервиле осуществляет свою работу второй год. На сегодняшний день в системе работы центра есть ряд проблем, на устранение которых руководители центра прикладывают все усилия. Мы стремимся быть первыми. Первыми - значит лучшими, лучшими- качественными. На мой ...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями
интеллекта
У детей с нарушениями интеллекта развитие речи существенно отличается от того, которое описано выше. Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет готовности к ее усвоению. Не сформир ...