Умственное развитие и воспитание школьников

Образование и воспитание » Умственное развитие и воспитание школьников

Страница 2

Индуктивное мышление — это движение мысли от частного к общему, от фактов — к выводам, заключению, добыванию новых знаний.

Дедуктивное мышление — мыслительный процесс от общего к частному, от закона к следствию, от идеи к конкретному случаю ее проявления, от правила к примеру и т.д. Алгоритмическое мышление — умение точно следовать инструкции, предписанию, правилу. Умение разбить задачу на последовательные шаги ее выполнения, определить стратегию деятельности.

Содержание умственного воспитания включает развитие умственных сил учащихся. Это степень развитости ума, способность человека накапливать знания, овладевать основными мыслительными операциями, развивать интеллектуальные умения, которые характеризуют умственную деятельность учащихся.

Задачи умственного воспитания:

накопление фонда знаний;

овладение основными мыслительными операциями и способами действия;

развитие интеллектуальных (общепедагогических) умений и различных видов мышления;

развитие научного мировоззрения.

Накопление фонда знаний предполагает овладение конкретным учебным материалом — знанием фактов, событий, символов, терминов, имен, дат, законов, теорем и т. д. Знания связаны с областью их применения, а также методикой использования. Большую роль в освоении фонда знаний имеет личная целеустремленность ребенка, умение добывать знания, культура интеллектуального труда.

Умственное развитие и умение мыслить связано с усвоением основных мыслительных операций: анализ (мыслительное разложение целого на части); синтез (мыслительное объединение частей в целое); сравнение (нахождение сходства и различия); классификация (распределение предметов, явлений по группам, классификация явлений, событий, фактов). Эти мыслительные операции чрезвычайно нужны во всех ситуациях, требующих принятия самостоятельного решения.

К числу интеллектуальных умений, которые определяют умения школьника успешно учиться, относятся учебные умения, умения учебной деятельности. Они формируются в системе целого ряда учебных дисциплин. Учебные умения подразделяются на общие — общепедагогические, которые используются в любых учебных дисциплинах, и специальные — необходимые для овладения знаниями в какой-то определенной области.

Современная дидактика утверждает, что развивающее обучение организовано таким образом, что обеспечивает не только усвоение знаний, но и приводит к развитию психических новообразований школьника за счет самостоятельной переработки предметного содержания. У учащихся, например, появляется способность самостоятельно формулировать понятие, определение; развивается способность к детальному наблюдению, многоаспектному осмыслению явлений, к обобщению полученных конкретных фактов; формулируется эмоционально-ценностное отношение к усвоенной информации и др. Отсюда можно сделать вывод, что учебная деятельность школьника проходит в совместной деятельности, совместном поиске со взрослым, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум, волю, мышление. Даже при минимальном участии школьника в такой совместной работе он чувствует себя соавтором решения проблем. Методически правильно сформулированное содержание заданий для учащихся — это область подлинного мастерства учителя.

Представим основной тип заданий, которые можно включать в систему работы учителя с учащимися, чтобы способствовать развитию у них интеллектуальных умений.

Задания исследовательского характера — наблюдения, опытная работа, экскурсии, экспедиции, конструирование приборов, составление предложений по картинам. Такие задания развивают пытливость, самостоятельность, индуктивность мышления.

Задания на установление причинно-следственных связей, которые обеспечивают развитие логического мышления: назовите основные причины ., что произойдет, если ., как это отразится на ., изменится ли ., если увеличить . .

Задания, требующие самостоятельно принять решение: найдите из всех предложений то ., подберите синонимы (антонимы) к слову, выберите слова, которые относятся к ., решите задачу различными способами и др. Такие задания развивают самостоятельность, ответственность, быструю реакцию по соотношению знаний и реальных объектов.

Задания на сравнение, где требуется найти сходство и различие. Они развивают мыслительные операции школьника. Это сложные задания и предполагают предварительную работу учителя по обнаружению характерных признаков, характеристик, по которым ученик будет вести сравнение. Сравнение может быть использовано как средство добывания новых знаний. Например, требуется ответить на вопрос такого порядка: «Скажите, эти углы смежные или вертикальные? Сравните образы героев произведений .? Сравните четырехугольники . Сравните события .»

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Диагностика уровня развития познавательного интереса младших школьников к математике
Эксперимент по выявлению эффективности методики организации внеклассной работы по математике и ее воздействия на познавательный интерес учащихся был начат в 1 «а» классе 2005 – 2006 года на базе средней общеобразовательной школы №75 г. Новосибирска и был продолжен во 2 «а» классе 2006 – 2007г. Во 2 ...

Понятие « минимальное дизартрическое расстройство»
Минимальное дизартрическое расстройство (с тертая дизартрия) - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевое расстройство, при котором ведущим в структуре речевого дефекта является стойкое нарушение фонетической стороны речи. Для минимальных дизартрических расстройств характерно: ...

Содержание ключевых образовательных компетенций
Образовательная компетенция, по мнению А. В. Хуторского, – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к реальной действительности. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru