Умение и навык в психологии рассматриваются как действия в процессе решения тех или иных задач, в дидактике и лингводидактике - как этапы овладения новым способом действия. Умение представляет собой способность к сознательному действию в измененных или новых условиях, производимому на основе каких-либо правил или знаний, поэтому составляет первый (промежуточный) этап. Формирование умения сопровождается осознанием его цели и способов и приемов достижения этой цели. При известной степени автоматизации умение переходит в навык.
Навык характеризует приобретенное в результате обучения и повторения умения действие, выполняемое без непосредственного соотнесения с правилом (знанием), т.е. автоматизированное.
На уроках русского языка в процессе ознакомления с темой "Публицистический стиль", особенностями публицистического стиля, учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
1) опознавательные:
распознавать жанр публицистического стиля;
узнавать отдельные языковые явления в тексте;
выделять языковые признаки и особенности публицистического стиля;
выделять существенные признаки языковых понятий и категорий и разграничивать сходные языковые явления;
2) классификационные:
группировать тексты публицистики на определенной основе (например, по жанрам);
устанавливать родовые и видовые отношения языковых понятий;
определять основания группировки, классификации сопоставляемых или смешиваемых текстов;
составлять классификации, таблицы;
3) аналитические:
производить разные виды языкового разбора разной степени полноты (полного, частичного, выборочного);
определять функции языковой единицы (публицистического стиля);
4) синтетические:
образовывать языковые единицы (статью) по модели, схеме, алгоритму;
преобразовывать языковые единицы (изменять жанр статьи);
находить ошибки в использовании единиц языка и исправлять их;
5) творческие:
подбирать примеры текстов публицистического стиля;
конструировать слова, словосочетания и предложения по заданным моделям и без них;
репродуцировать тексты публицистики (близко к исходному тексту, сжато, выборочно, с продолжением);
составлять собственные лингвистические тексты в устной и письменной форме.
Таким образом, эффективность работы по формированию коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка в 7-ом классе возрастет, если:
систематически использовать на уроках русского языка в качестве оптимальной дидактической единицы тексты публицистического стиля, способствующие развитию таких качеств речи, как точность, логичность, доказательность, эмоциональность, экспрессивность, авторская оценочность;
строить методику развития коммуникативных умений учащихся с опорой на методические принципы: принцип взаимосвязи в изучении грамматики и стилистики и принцип обусловленности основного направления в преподавании родного языка его коммуникативной функцией во всех ее проявлениях (А.В. Дудников);
формировать коммуникативные умения учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода путем грамматико-стилистической работы, направленной на обогащение грамматического строя речи учащихся и имеющей целью обучение анализу стилистических свойств языковых единиц на уроках грамматики, обучение выбору и целесообразному использованию языковых средств в процессе работы над сочинениями на уроках развития речи.
Концептуальной основой методики преподавания русского языка в современной школе провозглашен функционально-стилистический аспект обучения родному языку, направленный на формирование коммуникативной компетенции учащихся. В связи с этим большое внимание на уроках русского языка уделяется работе с текстами различных функциональных стилей.
Особая роль в развитии у школьников коммуникативных умений принадлежит текстам публицистического стиля, обладающим огромными дидактическими возможностями, что обусловлено как экстралингвистическими, так и собственно лингвистическими факторами публицистического стиля.
Полезная информация:
Цель и задачи физического воспитания
Цель физического воспитания в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей, обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками, создать условия для разностороннего (ум ...
Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками
школы, ведомствами и семьями учащихся
Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность - на школу, семью и улицу и т.д. Социальная педаг ...
Сущность понятия социально – профессиональная компетенция
Для более эффективного раскрытия темы выпускной квалификационной работы мы рассмотрим такой аспект деятельности социального педагога в УНПО, как формирование социально – профессиональной компетенции учащихся. Это новое направления в теории и методики профессионального образование, и в эмпирическом ...