Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках грамматики

Страница 1

Умение и навык в психологии рассматриваются как действия в процессе решения тех или иных задач, в дидактике и лингводидактике - как этапы овладения новым способом действия. Умение представляет собой способность к сознательному действию в измененных или новых условиях, производимому на основе каких-либо правил или знаний, поэтому составляет первый (промежуточный) этап. Формирование умения сопровождается осознанием его цели и способов и приемов достижения этой цели. При известной степени автоматизации умение переходит в навык.

Навык характеризует приобретенное в результате обучения и повторения умения действие, выполняемое без непосредственного соотнесения с правилом (знанием), т.е. автоматизированное.

На уроках русского языка в процессе ознакомления с темой "Публицистический стиль", особенностями публицистического стиля, учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

1) опознавательные:

распознавать жанр публицистического стиля;

узнавать отдельные языковые явления в тексте;

выделять языковые признаки и особенности публицистического стиля;

выделять существенные признаки языковых понятий и категорий и разграничивать сходные языковые явления;

2) классификационные:

группировать тексты публицистики на определенной основе (например, по жанрам);

устанавливать родовые и видовые отношения языковых понятий;

определять основания группировки, классификации сопоставляемых или смешиваемых текстов;

составлять классификации, таблицы;

3) аналитические:

производить разные виды языкового разбора разной степени полноты (полного, частичного, выборочного);

определять функции языковой единицы (публицистического стиля);

4) синтетические:

образовывать языковые единицы (статью) по модели, схеме, алгоритму;

преобразовывать языковые единицы (изменять жанр статьи);

находить ошибки в использовании единиц языка и исправлять их;

5) творческие:

подбирать примеры текстов публицистического стиля;

конструировать слова, словосочетания и предложения по заданным моделям и без них;

репродуцировать тексты публицистики (близко к исходному тексту, сжато, выборочно, с продолжением);

составлять собственные лингвистические тексты в устной и письменной форме.

Таким образом, эффективность работы по формированию коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка в 7-ом классе возрастет, если:

систематически использовать на уроках русского языка в качестве оптимальной дидактической единицы тексты публицистического стиля, способствующие развитию таких качеств речи, как точность, логичность, доказательность, эмоциональность, экспрессивность, авторская оценочность;

строить методику развития коммуникативных умений учащихся с опорой на методические принципы: принцип взаимосвязи в изучении грамматики и стилистики и принцип обусловленности основного направления в преподавании родного языка его коммуникативной функцией во всех ее проявлениях (А.В. Дудников);

формировать коммуникативные умения учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода путем грамматико-стилистической работы, направленной на обогащение грамматического строя речи учащихся и имеющей целью обучение анализу стилистических свойств языковых единиц на уроках грамматики, обучение выбору и целесообразному использованию языковых средств в процессе работы над сочинениями на уроках развития речи.

Концептуальной основой методики преподавания русского языка в современной школе провозглашен функционально-стилистический аспект обучения родному языку, направленный на формирование коммуникативной компетенции учащихся. В связи с этим большое внимание на уроках русского языка уделяется работе с текстами различных функциональных стилей.

Особая роль в развитии у школьников коммуникативных умений принадлежит текстам публицистического стиля, обладающим огромными дидактическими возможностями, что обусловлено как экстралингвистическими, так и собственно лингвистическими факторами публицистического стиля.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Анализ данных констатирующего эксперимента
Комплексное обследование формирует представление о структуре речевого дефекта и на этой базе позволяет разработать механизмы взаимодействия родителей и учителя-логопеда в коррекции фонетических процессов у детей с общим недоразвитием речи. Изучение анамнестических данных позволило выявить неблагопр ...

Образование в Японии
Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкости изучения родного языка. Ученики должны усвоить 1850 иероглифов - минимум, установленный министерством просвещения (но даже для чтения книг и газет требуется з ...

Опыт формирования «информационной культуры личности» в библиотеках-медиатеках и образовательных учреждениях
Формирование информационной культуры в России получило развитие, прежде всего, как практическая деятельность библиотек и образовательных учреждений, осуществляемая в большей мере стихийно, методом проб и ошибок. Оно закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через частны ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru