Изучив проблему развития речи дошкольников, проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой рабочую гипотезу, мы поставили целью исследования – выявить уровень влияния использования театрально-игровой деятельности на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Исследовательская работа проходила в три этапа:
- констатирующий этап: проходило диагностирование развития речи в группе старших дошкольников;
- формирующий этап, в ходе которого был подобран специальный цикл театрализованных игр, влияющих на развитие речи.
- контрольный этап, в ходе которого было проведено контрольное диагностирование развития речи старших дошкольников.
Констатирующий этап.
Для работы и проведения констатирующего этапа были выбраны следующие методы:
Анализ ресурсного обеспечения;
Наблюдения за речью детей в разных видах деятельности;
Анализ календарно-тематического плана воспитания;
Анкетирование родителей и воспитателей;
Тестирование детей.
Анализ ресурсного обеспечения:
В детском саду созданы благоприятные условия для организации театрально-игровой деятельности.
В рамках информационно- методического обеспечения в методическом кабинете имеется следующая методическая литература:
1. М.Д. Маханева. «Театрализованные занятия в детском саду».
2. А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду».
3. Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду».
В рамках материально-технического обеспечения воспитатель использует на занятиях технические средства:
Музыкальный центр.
DVD плеер.
телевизор
В группе для использования на занятиях театрально-игровой деятельности детей имеется наглядный материал:
Иллюстрации.
Маски-шапочки.
Костюмы.
Театр кукол би-ба-бо.
Настольный театр.
Пиктограммы с изображением эмоций.
Наблюдение за речью детей показало: в своей речи дети используют редко сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Словарный запас у большей части группы довольно скуден, редко используются прилагательные, наречия. Проблемы с грамматическим строем речи. Речь прерывистая.
Анализ календарно-тематического плана показал, что при использовании театрально-игровой деятельности отсутствует какая-либо система. Она используется в узком понятии, только как проведение утренников и инсценировки сказок в театральную пятницу.
Анкетирование родителей выявило, что интересуются обучением детей 100%, а занимаются систематически развитием речи детей только 25% родителей. Остальные мало уделяют время обучению детей и считают, что этим должны заниматься педагоги – 33% родителей, а так же театрализованная деятельность не является средством развития речи, а служит для развлечения и поднятия настроения.
100% педагогов считают необходимым использование театрализовано-игровой деятельности в воспитательном процессе, но испытывают трудности из-за низкого уровня воспитанности и высокого количества иноязычных детей. А так же 67% педагогов жалуются на отсутствие помощи со стороны родителей, даже иногда в такой мелочи как разучивания роли. И еще одна из важных проблем языковой барьер.
Вопросы диагностики речевого развития детей относятся к наиболее трудным и малоизученным проблемам, поскольку речь – сложная психическая функция, подверженная многофакторным влияниям. Она опосредует другие психические процессы, является орудием познания, общения, самовыражения. Изучение уровня овладения детьми родным языком позволяет получить данные не только об их речевых способностях, но и о психическом развитии в целом.
Целью констатирующего этапа являлась диагностика развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для своей диагностики мы выбрали 2 задания, в которых более широко охватывают показатели развития речи: пересказ текста и составления рассказа-описания.
Методика обследования представляется в форме диалога, проводится с каждым ребёнком индивидуально, все результаты ответов ребёнка фиксировались. Протокол диагностики – приложение №5.
Для изучения уровня развития речи детей используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать не большие по объёму незнакомые рассказ или сказку.
Полезная информация:
Сочинение как высшая форма проявления творческого воображения у младших
школьников
Особое место в системе развития творческого воображения школьника занимает сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления творческого воображения ребенка. Сочинения в школе занимают особое место: им в известной системе подчинены другие речевые упражнения. Сочинение придает смысл всем урокам ...
Произвольная и непроизвольная память
В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В по ...
Сущность, классификация и направления
педагогических инноваций
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ...