Дидактические основы использования театрально-игровой деятельности в образовательном процессе

Образование и воспитание » Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников » Дидактические основы использования театрально-игровой деятельности в образовательном процессе

Страница 4

В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж"), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. Развиваются умения одни и те же действия выполнять в разных ситуациях, обстоятельствах по-разному. Воспитывается доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. Дети учить, адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе на незапланированное. Дети сочиняют этюды с нафантазированными обстоятельствами. Этюды на пять органов чувств по сказкам: «Дюймовочка», «Золушка», «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине»«Свинопас» и др. Постановки спектаклей : по мотивам славянской сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», по К.И. Чуковскому «Федорино горе», по мотивам сказки А. Толстого

«Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

игры-драматизации;

упражнения для социально-эмоционального развития детей;

коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

задания для развития речевой интонационной выразительности;

игры-превращения (« учись владеть своим телом»), образные упражнения;

упражнения на развитие детской пластики;

ритмические минутки (логоритмика);

пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

театральные этюды;

отдельные упражнения по этике во время драматизаций ;

подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.

Задачи театрализованной деятельности по развитию речи.

Средняя группа.

Пополнять и активизировать словарь детей. Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение персонажей театрального спектакля. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Формировать интонацию и выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально–игровой деятельности.

Старшая группа.

Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; закреплять правильное произношение всех звуков. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую речь, ее форму. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.

Подготовительная группа.

Продолжать активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков. Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Воспитывать культуру речевого общения.

Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие воспитателя с родителями. Именно в семейных условиях можно уделить ребенку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов и др. С мамой можно послушать сказку в исполнении мастеров художественного чтения, рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить сказочный персонаж.

Таким образом, театрализованная игра оказывает влияние на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в том случае, если будет вызывать интерес и желание включиться в игру, а также будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

В приложении №10 показана система театрализовано-игровой деятельности как средство развития речи и фонематического слуха на примере старшей группы.

Страницы: 1 2 3 4 

Полезная информация:

Констатирующий эксперимент по определению частоты дыхания у детей старшего дошкольного возраста
Наше исследование было проведено на базе ДОУ№ 152 Первомайского округа города Мурманска с 1 февраля по 29 февраля. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста из разных групп, рекомендованные старшей медсестрой дошкольного учреждения, в связи с частыми респираторными заболеван ...

Особенности мыслительной деятельности
Мышление — это процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятия, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (через ум ...

Понятие о лексической сочетаемости слов
При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами, фразеол ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru