Экологическое воспитание детей пятого года жизни

Страница 1

Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям.

Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, педагоги используют различные формы работы в этом направлении.

Детей 5-го года жизни знакомят с явлениями живой и неживой природы, как на занятиях, так и в повседневной деятельности – в процессе наблюдений на прогулках, работы в уголке природы и на земельном участке, экскурсиях и в играх.

Дети наглядно прослеживают за изменениями погоды и жизнью животных и растений, и ведут в течение года календарь, моделирующий смену сезонов.

Для углубленного интереса к занятиям используют различный природный материал, дидактические и подвижные игры, репродукции картин, музыку, художественной слово.

Учитывая конкретность мышления и небольшой опыт у детей данного возраста, в экологическом воспитании рекомендуется использовать наглядный материал.

Для уточнения и закр

епления образующихся представлений широко используют дидактические игры с естественными предметами (листьями, овощами, фруктами) или их изображениями на картинках.

Особое место в экологическом воспитании имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом, как и на предыдущих возрастных этапах, являются наблюдения. Педагог организует циклы наблюдений за объектами природной зоны детского сада. Каждый цикл позволяет формировать конкретны представления детей об объектах природы, с которыми они находятся в постоянном контакте.

Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время труда в природе.

Во время прогулок дети узнают названия деревьев, кустарников, цветов, учатся ухаживать за ними, узнавать их в разное время года. Дети также наблюдают за птицами и насекомыми, а при наличии огорода или цветника – за тем как растение развивается из семени.

В уголке природы дошкольников знакомят с комнатными растениями, живыми обитателями уголка, учат распознавать их, ухаживать за ними. Их изучение развивает познавательную активность, наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие, осуществляет межпредметные связи.

Как известно, большинство комнатных растений – пришельцы из разных областей земного шара с разными климатическими и почвенными условиями. Создавая приближённые условия жизни для комнатных растений, дети на практике знакомятся с экологическими факторами среды обитания растений. Чтобы эта работа принесла желаемые плоды, учитель сам должен обладать определённым запасом знаний.

Литература дает ребенку не только новую информацию о явлениях природы, но и помогает проникнуться определенным отношением к ней, по-новому взглянуть на привычные вещи. В этом отношении особая роль принадлежит произведениям Е.Чарушина. Чтение его рассказов, рассматривание книг с его иллюстрациями проводятся в течение всего года.

Один из видов работ по экологическому воспитанию – экскурсии на природу. К сожалению, многие из детей приходят в детский сад с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы.

Вступительная беседа перед экскурсией, вопросы педагог во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе. Занятие любви к природе продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности, когда ребёнок лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии. Процесс мышления и формирования чувств должен быть постоянным. В процессе чтения, где художественное слово, картинка и музыкальное произведение составляют единое целое, у детей развивается творческое мышление, художественный вкус, формируется понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

“Погружение” как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия
Подробное описание “погружения” мы находим у Р.М.Грановской. Под “погружением” она понимает “активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры”, причем под понятиями “погружение” и “суггестопедия” она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в ос ...

Задачи воспитания звуковой культуры речи
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей. Можно выделить сле ...

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого школьника
Исследования советских ученых дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическим повреждением коры головного мозга. Умственная отсталость – это не просто «мало ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru