Недостаточное овладение звуковым составом слова задерживает овладение словарным запасом и грамматическим строем, о чем свидетельствуют смешения значений слов (грива понимается как грибы, шерсть как шесть).
На третьем уровне речевого развития обиходная речь более или менее развернута, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений не обнаруживается, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя речи.
Наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Наблюдается большое количество ошибок в использовании простых предлогов, почти не используются сложные предлоги.
Слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло - диван, вязать - плести) или близкими по звуковому составу (смола - зола). Часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи вследствие их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются обходить их (памятник - героям ставят). Даже знакомые глаголы недостаточно дифференцируются по значению (поить - кормить). Замены слов происходят по смысловому и звуковому признакам.
Из числа прилагательных употребляются преимущественно качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка).
Наречия используются редко. В речи употребляются местоимения различных разрядов, простые предлоги (в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.). Предлоги могут опускаться, заменяться.
Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм: ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении.
Отмечается много ошибок в словоизменении, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях: смешение окончаний существительных мужского и женского рода (висит ореха), замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительного женского рода (зеркало - зеркалы), склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода (пасет стаду), неправильные падежные окончания существительных женского рода с основой на мягкий согласный (солит сольи), неверное соотнесение существительных и местоимений (солнце низкое, он греет плохо), неразличение вида глаголов (сели, пока не перестал дождь - сидели), ошибки в беспредложном и предложном управлении (пьет воды), неверное согласование существительных и прилагательных (небо синяя), неправильное согласование существительных и глаголов (мальчик рисуют).
Словообразование сформировано недостаточно. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов. Часто словообразование заменяется словоизменением (снег — «снеги»). Изредка используются суффиксальный и префиксальный способы словообразования, однако образование слов является неправильным (садовник – «садник»).
В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения, строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Полезная информация:
Философские и психологические основы педагогики Гербарта
Гербарт предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии. По своему мировоззрению Гербарт был метафизиком. Он утверждал, что мир состоит из бесконечного множества вечных сущностей — реалов, которые недоступны познани ...
Личностно-ориентированная педагогика. Теория педагогов советского периода
Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной п ...
Комплексный подход по преодолению дизартрии
Комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три блока: · Первый блок – медицинский; · Второй блок – психолого-педагогический; · Третий блок – логопедическая работа. Первый блок определяет врач-невропатолог. Он назначает медикаментозное лечение, лечебную физкультуру, массаж, физиотер ...