Не смотря на то, что идея реформации образования по сути неплохая и должна открывать обширные перспективы, многие факты остаются неучтенными, например особенности образования в различных странах, которые формировались веками, системы получения научных степеней и др.
Европейские студенческие движения об идее болонского процесса
После принятия решения о реформации системы образования и начала внедрения новшеств стало необходимо узнать отношение студентов к этим изменениям.
В 1982 г. с целью представлять социальные, культурные, политические и экономические интересы студентов и оказывать соответствующее влияние на образовательные структуры национального, европейского и международного уровней был создан Национальный союз студентов Европы (ESIB), объединяющий 11 миллионов студентов из 37 европейских стран. В 2001 г. на конференции в Праге, когда количество стран, подписавших Болонскую Декларацию в 1999 г., увеличилось с 29 до 31, ESIB взял на себя роль студенческого актива в поддержку Болонского процесса. В 2003 г. ESIB издал бюллетень о результатах Болонского процесса на европейском пространстве. По итогам опросов оказалось, что студентов в Болонской системе привлекает перспектива мобильности, так как это значит, во-первых, возможность путешествовать (благодаря кредитной системе), а во-вторых, работать в стране, где лучшие условия труда (благодаря стандартизации дипломов). Кроме того, среди положительных факторов были названы: возможность сотрудничества вузов, участие студентов в принятии решений, шанс познакомиться с другими культурами, социальная ориентация процесса, т. е. общедоступность высшего образования.
Что интересно, некоторые из вышеназванных пунктов вошли и в список отрицательных, по мнению студентов, факторов. Так, например, многие студенты жаловались на низкие возможности мобильности (оказывается, при переезде в другую страну студент часто должен предоставить доказательства, что в его распоряжении находится определенная – довольно большая – сумма денег (для Норвегии это, например, 9500 евро в год), если же таких доказательств нет – въезд в страну запрещен), на слишком сильную ориентацию образования на нужды рынка, возмущались падением качества образования. К отрицательным эффектам системы отнесли и недоступность магистратуры (из-за высокой оплаты), социальную неравноправность (опять же из-за финансовых возможностей), пассивность студентов (из-за отсутствия широкой информации о самом процессе и из-за того, что все решения уже приняты правительством). Указывали также на произвольный характер трактовки новых правил, результатом которой становится путаница и снижение качества образования.
В бюллетене чувствуется некоторая обеспокоенность тем, что большинство ожиданий студентов еще даже и не начали воплощаться, хотя реформа как будто бы уже давненько в силе. Но в целом ESIB приветствовало Болонскую систему как попытку ответа на насущную необходимость преобразования образовательной системы в Европе и как путь к объединенному образовательному пространству.
Через 2 года, в мае 2005 г., объединение студенческих союзов Европы (ESIB) выпустило «Черную Книгу Болонского процесса» на основе материалов студентов из 31 страны – участницы процесса. Как видно из названия, книга перечисляет многочисленные недостатки реформы (неэффективность кредитной системы, проблемы со структурой бакалаврата-магистратуры, недосягаемость эффекта мобильности, ухудшение ситуации с доступностью образования и пр.). Более радикально настроенные студенты норвежской группы Norsk Studentunion (NSU) вообще выступают против изначальных целей и принципов Болонского процесса. Это движение в 2005 году было подхвачено студентами 40 организаций разных европейских стран, которые поддержали и приняли участие в Европейском форуме по вопросам образования, проведенном в Норвегии одновременно с заседанием официальных лиц Болонского процесса. Во многих странах прошли студенческие демонстрации против коммерциализации образования.
Полезная информация:
Обработка древесины
Физические и механические свойства древесины Цвет - важной декоративной особенностью и диагностическим признаком древесины является ее цвет. Каждая древесная порода имеет только ей присущий цвет. Цвет может меняться в зависимости от возраста, влияния воздушной среды, воздействия прозрачных отделочн ...
Теоретические
основы развития исследовательских умений у младших школьников при изучении
москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира
Обычно уроки москвоведения, посвященные изучению древней столицы строятся достаточно однообразно: преподаватель рассказывает о том, какой была Москва в древности, а затем предлагает учащимся ряд заданий и вопросов на закрепление и повторение знаний. На уроках окружающего мира развитие исследователь ...
Технологическая схема создания учебных фильмов
Приступая к какому-либо делу, мы стараемся возможно детальнее представить конечный результат. Любая человеческая деятельность начинается с постановки цели, под которой понимается «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива ц ...