Определение мышления в разных источниках трактуется по-разному. Приведем несколько примеров определений мышления.
Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.
Мышление – форма психического отражения, свойственная только человеку, устанавливающая с помощью понятий связи и отношения между познавательными феноменами.
Человек может мыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятие, представления или понятия. В зависимости от этого различают три основных вида мышления: предметно–действенное, наглядно–образное, абстрактное.
Предметно–действенное мышление – это вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами.
Наглядно-образное мышление – это вид мышления, который непосредственно опирается на восприятие или представления.
Абстрактное мышление, по преимуществу характеризующее старших школьников и взрослых, - это мышление понятиями, лишенными, непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.
Кроме видов мышления, есть формы мышления. Различают три основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации, классификации.
Таким образом, мышление сложный психический процесс имеющий виды, формы, операции.
Задача является одним из средств развития различных форм мышления.
Основным средством, которое используется воспитателями ДОУ в процессе общего и математического развития детей старшего дошкольного возраста, является задача, в условии которой отражаются реальные, бытовые и игровые ситуации.
Что такое задача, разные авторы истолковывают по- своему. Рассмотрим некоторые определения понятия «задача».
Задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны. ( Фридман Л.М.)
Задача - связный лаконичный рассказ, в который введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные величины, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии. ( Свечников А.А.)
Задача - требование определить математический объект, удовлетворяющий заданным условиям. (Толковый математический словарь)
Задача есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием, дать количественную характеристику какого - либо компонента этой ситуации. ( Стойлова Л.П.)
Задача - это рассказ, содержащий вопрос, ответ на который можно найти с помощью арифметических действий или логических операций. (Семенов Е.М.)
Таким образом, любое математическое задание можно рассматривать как задачу, выделив в нем условие и требование. В начальном курсе математики понятие «задача» обычно используется тогда, когда речь идет об арифметической задаче (текстовой, сюжетной, вычислительной). Поэтому, следуя принципу преемственности между детским садом и школой, будем использовать определение задачи Семенова Е.М.
Задачи играют большую роль в математической подготовке дошкольников, т.к. они являются одним из средств формирования представлений о числе, счете, величине, фигуре, ориентации в пространстве и во времени; развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное и отбрасывать второстепенное.
Решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует побуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.
Полезная информация:
Использование готовых видеофрагментов
Особенность кинематографа заключается в том, что зритель видит действие с разных точек, в различной крупности и во всевозможных ракурсах. Достигается это монтажным соединением в наиболее целесообразной последовательности большого числа видеокадров, снятых с разных точек и разными планами: общими, с ...
Изучение видов и причин трудностей в обучении и воспитании младших
школьников
Почему неуспевающие дети – это вечная проблема школы? Педагоги-ученые основную причину неуспеваемости, прежде всего в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В.Н. Шаталова, С.Н. Лысенковой и других подтверждает верность такой точки зрения. ...
Понятие творческого мышления
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности ...