Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе решения задач

Страница 2

Определение мышления в разных источниках трактуется по-разному. Приведем несколько примеров определений мышления.

Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.

Мышление – форма психического отражения, свойственная только человеку, устанавливающая с помощью понятий связи и отношения между познавательными феноменами.

Человек может мыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятие, представления или понятия. В зависимости от этого различают три основных вида мышления: предметно–действенное, наглядно–образное, абстрактное.

Предметно–действенное мышление – это вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами.

Наглядно-образное мышление – это вид мышления, который непосредственно опирается на восприятие или представления.

Абстрактное мышление, по преимуществу характеризующее старших школьников и взрослых, - это мышление понятиями, лишенными, непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.

Кроме видов мышления, есть формы мышления. Различают три основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации, классификации.

Таким образом, мышление сложный психический процесс имеющий виды, формы, операции.

Задача является одним из средств развития различных форм мышления.

Основным средством, которое используется воспитателями ДОУ в процессе общего и математического развития детей старшего дошкольного возраста, является задача, в условии которой отражаются реальные, бытовые и игровые ситуации.

Что такое задача, разные авторы истолковывают по- своему. Рассмотрим некоторые определения понятия «задача».

Задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны. ( Фридман Л.М.)

Задача - связный лаконичный рассказ, в который введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные величины, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии. ( Свечников А.А.)

Задача - требование определить математический объект, удовлетворяющий заданным условиям. (Толковый математический словарь)

Задача есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием, дать количественную характеристику какого - либо компонента этой ситуации. ( Стойлова Л.П.)

Задача - это рассказ, содержащий вопрос, ответ на который можно найти с помощью арифметических действий или логических операций. (Семенов Е.М.)

Таким образом, любое математическое задание можно рассматривать как задачу, выделив в нем условие и требование. В начальном курсе математики понятие «задача» обычно используется тогда, когда речь идет об арифметической задаче (текстовой, сюжетной, вычислительной). Поэтому, следуя принципу преемственности между детским садом и школой, будем использовать определение задачи Семенова Е.М.

Задачи играют большую роль в математической подготовке дошкольников, т.к. они являются одним из средств формирования представлений о числе, счете, величине, фигуре, ориентации в пространстве и во времени; развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное и отбрасывать второстепенное.

Решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует побуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Использование заданий творческого характера на уроках математики
Система задач и упражнений позволяют решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции. Наиболее подходящий формой по развитию креативности является представление специально выделенного урока один раз в неделю. Достоинством такой ...

Формы и методы обучения графике
Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия ...

Современные тенденции развития начального образования
После 1991 года в нашей стране произошли перемены, которые коснулись и образования, а так же начального образования в частности. Стали появляться новые программы, обучения, которые основывались на совершенно отличных от традиционного обучения принципах, ведь изменилась концепция воспитания и обучен ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru