Теоретические и эмпирические методы исследований

Образование и воспитание » Методы научного исследования » Теоретические и эмпирические методы исследований

Страница 2

Применение научно обоснованных методов исследования является существеннейшим условием получения новых знаний, поэтому их выбор имеет решающее значение для результатов исследования. Современная научная деятельность немыслима без применения методов познания, они являются общепринятым инструментарием. Если автор планирует делать выводы из полученных фактов только на основе собственных, "доморощенных" методов, это, скорее всего, сделает его исследование ненаучной работой. Избранный исследовательский подход и используемые методы в совокупности составляют методику исследования, своего рода сюжетную линию, в соответствии с которой структурируется весь собранный фактический материал. Методы познания классифицируются по многим признакам, но самые основные деления: общенаучные/специальные, эмпирические/теоретические.

Критериями выбора исследовательского подхода могут служить принципы диалектической логики:

объективности рассмотрения (при исследовании объекта следует исходить из него самого, а не из нашего мышления о нем);

конкретности (при изучении объекта необходимо учитывать его особенности, специфические условия существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров);

всесторонности рассмотрения (объект требуется рассматривать во всех его связях и отношениях);

историзма (познавая объект, нельзя игнорировать его развитие, самовыдвижение, изменение).

Выбор исследовательского подхода и методов познания – очень важный этап теоретической работы, но не обязательно должен быть первым.

Первым этапом теоретической работы часто становится разработка понятийного аппарата, терминологии, которая будет затем использоваться в исследовании в качестве элементарной системы.

Образно говоря, теоретическая работа при научном исследовании напоминает шахматную партию, где фигуры – используемые в исследовании понятия. Ясно, что нельзя начинать игру, не узнав, какие существуют фигуры и как они могут двигаться по доске.

Г. Селье так определяет стадии рождения идеи:

Формулирование понятийных элементов

Классификация понятийных элементов в соответствии с их

а) характеристиками (признаками);

б) причиной;

Формулирование новых вопросов относительно:

а) эволюции характеристик во времени (те типы понятийных элементов, которые им предшествуют и те типы, в которые они, по всей вероятности, перейдут);

б) опосредования причинно-следственных связей.

Предположим, исследуются факторы, оказывающие наибольшее влияние на выбор фирмой банка-партнера для расчетно-кассовых операций.

Один из понятийных элементов – фактор, – определяется как причина, оказывающая непосредственное влияние на принимаемое решение. Исходя из такого определения, факторы по характеристикам можно разделить на фатальные (неизбежно приводящие к открытию счета, например, создание фирмы) и нефатальные (создающие потребность, которая может оставаться постоянно, например, непредоставление банком консалтинговых услуг фирме). По происхождению можно классифицировать факторы на внутренние (инициатива фирмы, например решение об открытии филиала, порождающее потребность в новом расчетном счете) и внешние (события на рынке, например, банкротство прежнего банка-партнера).

Построение классификации факторов порождает ряд вопросов. В отношении различия факторов по характеристикам интересна их эволюция, т. е. что происходит с факторами при их развитии, после появления. Какие этапы проходит фирма при своем создании? Каков период "вызревания" нефатальных факторов?

В отношении другой классификации факторов важны причинно-следственные связи: что было до появления факторов и что будет после их непосредственного влияния. Можно ли по балансу фирмы предугадать появление у нее филиала? Сколько проходит времени перед открытием очередного филиала из сети? Каковы типичные действия фирмы, открывшей филиал? Как чаще всего поступают клиенты обанкротившегося банка?

По мере формулирования вопросов, порожденных классификацией факторов, оказывается, что собранный фактический материал не дает на них ответ, необходимы дополнительные факты. В случае, когда для ответа на какой-либо вопрос проводится, например, наблюдение или анкетирование, необходимо в общем случае ожидать от Природы только ответа "да" или "нет". На вопрос: "Какие из выявленных факторов оказывают наибольшее влияние на решение фирмы об открытии расчетного счета при создании филиала?" ответа не последует. Следует разбить этот вопрос на множество мелких: "Оказывает ли влияние форма собственности фирмы на ее политику расширения филиальной сети?" "Всегда ли фирма, открывая очередной филиал, пользуется услугами прежнего банка-партнера?" и т. д.

Ответы на все эти вопросы должны создавать для исследователя захватывающую, интригующую атмосферу. В этом случае начинают возникать новые идеи и предположения: "нужно детально проследить влияние фактора кредитования!" "характерные условия расторжения фирмой отношений с банком можно установить, изучив судебную практику". Может родиться очередная гипотеза: "Возможно стимулирование решения фирмы об открытии очередного филиала (при наличии предпосылок), предложив ей льготные условия кредитования".

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Особенности подготовки кадров для профильного обучения в системе непрерывного педагогического образования
Кадровое обеспечение в системе образования представляет собой управление кадровыми ресурсами, нацеленное на повышение профессионализма педагогических работников и, в конечном счёте, – на повышение педагогической и социальной эффективности образования. Проблема кадрового обеспечения любой отрасли, л ...

Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях
Социальный педагог – специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства. Социальный педагог призван обеспечивать направленную ...

Проблема мотивации учащихся в современной системе образования
Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем – самостоятельно пополнить. В стратегии модернизации образования это рассматривается как комплекс компетенций. Реальная жизнь предъявляет новые требования к ф ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru