Уровень сформированности функции словообразования мы определили у всех 20 детей. По данным эксперимента высокий уровень сформированности (3,0 б.) и уровень выше среднего (2,9-2,7 б.) не выделяются. Мы выделили следующие уровни сформированности функции словообразования: средний уровень (2,6-2,4 б.): образование глаголов с противоположным значением при помощи приставок (2,4 б.); образование глаголов совершенного вида (2,6 б.); уровень ниже среднего (2,3- 2,1 б.)- образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (2,2 б.), образование относительных прилагательных от существительных (2,1 б.); низкий уровень (2,0-1,4 б.)- образование слов, обозначающих детёнышей животных от существительного с помощью суффиксов (1,9 б.); образование имен существительных при помощи суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды) (1,7 б.); образование имен существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия (1,5 б.); образование притяжательных прилагательных от существительных (1,6 б.).
В результате проведённого эксперимента видно, что у детей наибольшие трудности проявились при образовании слов, обозначающих детёнышей животных от существительного с помощью суффиксов, наблюдается отсутствие супплетивизма (лошадёнок, коровёнок), использование уменьшительно-ласкательных суффиксов –очк, -к, (белочка, лошадка, коровка),окказиональное словообразование с использованием уменьшительного суффикса –ик (волчик, утчик); при образование имен существительных при помощи суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды) наблюдалась замена суффиксом другого значения –ик (супник, соусник); образование имен существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия - оно является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе. В этом задании было много отказов от ответа. Ошибки проявляются в замене суффикса -щик на –ник (часовник, стекольник, кранник), - тель (кранитель), замена менее продуктивного суффикса –ец на –тель (продаватель). Можно предположить, что у детей недостаточная сформированность лексического запаса слов.
При словообразовании глаголов совершенного вида и глаголов с противоположным значением сделаны следующие ошибки: неправильное употребление приставок (спилил бревно, маляр закрасил), неумение дифференцировать глаголы с наиболее продуктивными приставками при-/у- (прилетает-летает, прибегает- бежит), под-/у- (едет), замена глаголов с приставками бесприставочными глаголами (вылетает-летает). Ошибки при словообразовании глаголов можно объяснить тонким семантическим различением словообразовательных форм глаголов.
Анализ словообразования прилагательных показал, что наиболее усвоенными являются способы образования относительных прилагательных, чем притяжательных. При словообразовании прилагательных можно выделить следующие группы нарушений: замена суффиксов более продуктивными –ин, -ов (медвединая, зайчиный, рыбиный, меховная), повторение заданного слова (лапа медведя, сумка мамы).
Таблица №2.
Состояние функции словообразования у детей со стёртой дизартрией.
№п/п |
Имя ребёнка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Степ. сформ. |
1 |
Антон Л. |
2,3 |
2,0 |
2,3 |
1,6 |
2,3 |
1,5 |
2,0 |
3,0 |
2,1 |
2 |
Денис С. |
2,0 |
2,0 |
1,5 |
1,1 |
1,8 |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
1,7 |
3 |
Кристина Ч. |
2,5 |
1,8 |
1,8 |
1,0 |
1,6 |
1,5 |
2,4 |
2,3 |
1,6 |
4 |
Лев Т. |
2,3 |
2,3 |
2,1 |
1,5 |
2,0 |
1,4 |
3,0 |
3,0 |
2,2 |
5 |
Дима П. |
2,3 |
1,8 |
1,3 |
1,5 |
1,4 |
1,8 |
2,9 |
2,9 |
2,0 |
6 |
Даша К. |
2,0 |
1,5 |
1,1 |
1,6 |
1,9 |
1,8 |
2,5 |
2,5 |
1,9 |
7 |
Ксюша Т. |
2,0 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
2,5 |
1,3 |
2,0 |
2,5 |
1,8 |
8 |
Антон Е. |
2,1 |
1,6 |
1,8 |
1,6 |
2,1 |
1,4 |
1,8 |
2,8 |
1,9 |
9 |
Никита С. |
1,5 |
2,1 |
1,5 |
1,4 |
2,0 |
1,8 |
3,0 |
3,0 |
2,0 |
10 |
Дима К. |
1,1 |
1,0 |
1,1 |
1,9 |
1,4 |
1,0 |
1,8 |
2,3 |
1,5 |
11 |
Костя Ш. |
1,9 |
2,0 |
1,3 |
1,5 |
2,5 |
1,5 |
2,3 |
2,5 |
2,0 |
12 |
Сергей З. |
2,9 |
3,0 |
2,3 |
2,0 |
3,0 |
2,0 |
3,0 |
3,0 |
2,7 |
13 |
Кирилл М. |
3,0 |
2,5 |
3,0 |
0,8 |
3,0 |
2,5 |
2,9 |
3,0 |
2,6 |
14 |
Максим Я. |
1,4 |
1,5 |
1,1 |
1,3 |
2,0 |
2,0 |
1,8 |
2,3 |
1,7 |
15 |
Дарина П. |
2,0 |
1,8 |
1,8 |
1,4 |
1,9 |
2,0 |
3,0 |
3,0 |
2,1 |
16 |
Илья С. |
3,0 |
3,0 |
2,8 |
2,4 |
3,0 |
2,3 |
3,0 |
3,0 |
2,8 |
17 |
Демид И. |
2,6 |
2,5 |
1,8 |
1,5 |
2,0 |
1,5 |
2,6 |
2,3 |
2,1 |
18 |
Глеб К. |
2,3 |
1,8 |
0,9 |
1,8 |
2,3 |
1,8 |
2,0 |
2,3 |
1,9 |
19 |
Артём К. |
2,0 |
1,3 |
1,1 |
1,5 |
1,8 |
1,3 |
2,3 |
1,8 |
1,6 |
20 |
Катя П. |
2,3 |
2,0 |
2,3 |
1,6 |
2,3 |
1,5 |
2,0 |
3,0 |
2,1 |
Уровень |
сформиров. |
2,2 |
1,9 |
1,7 |
1,5 |
2,1 |
1,6 |
2,4 |
2,6 |
2,5 |
Полезная информация:
Деловая игра «Контракт с руководителем»
Цель деловой игры – приобретение навыков подбора и выдвижения на руководящую должность в условиях, максимально имитирующих производственную обстановку. В процессе игры обучающиеся приобретают навыки анализа производственных ситуаций, умения дискутировать и определять необходимые качества кандидатов ...
Сущность естественного воспитания с точки зрения Ж.-Ж. Руссо
Свои взгляды на психическую природу ребёнка Руссо изложил в известном произведении «Эмиль или О воспитании». Интересно то, что считавшийся в XVIII – XIX вв. одним из наиболее значительных теоретиков воспитания Руссо детей не любил и никогда не занимался воспитанием даже собственных отпрысков, предп ...
Опыт формирования «информационной культуры личности» в
библиотеках-медиатеках и образовательных учреждениях
Формирование информационной культуры в России получило развитие, прежде всего, как практическая деятельность библиотек и образовательных учреждений, осуществляемая в большей мере стихийно, методом проб и ошибок. Оно закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через частны ...