Спортивный отбор для занятий силовыми видами спорта

Страница 1

Возрастающая конкуренция в борьбе за завоевание медалей мировых первенств и Олимпийских игр постоянно требует более эффективных средств и методов подготовки спортсменов. Успешность подготовки спортсменов высокого класса зависит от ряда факторов. Одним из них является первоначальный отбор детей в ДЮСШ, цель которого - правильная диагностика потенциальных возможностей будущих спортсменов, что требует углубленного, всестороннего изучения физического развития, физических качеств, специально-двигательной подготовленности, состояния здоровья, а также личностных свойств спортсменов, имеющих ведущее значение для конкретного вида двигатель но и деятельности.

Практика подготовки спортсменов свидетельствует том, что вершин мирового спорта могут достичь только те спортсмены, которые обладают комплексном врожденных и приобретенных способностей. Поэтому выявление способностей к той или иной конкретной двигательной деятельности является одним из актуальных и жизненно важных вопросов, интересующих и привлекающих к себе внимание представителей различных областей науки: философии, педагогики, психологии, физиологии и др.

Под способностями понимаются такие индивидуальные свойства человека, которые не являются умениями и навыками, содействуют успешному выполнению той или иной деятельности. Большое значение для правильного понимания способностей имеет учение И.П, Павлова о типах высшей нервной деятельности человека. Им определены типы нервной системы: «мыслительный», «художественный», и «средний». И.П. Павлов соотносил свойства подвижности нервных процессов со способностями человека, указывал на пластичность нервной системы как на ее способность видоизменяться в течение жизни человека и считал, что способности обусловлены процессами высшей нервной деятельности, они развиваются, совершенствуются, «тренируются» и имеют широкую возможность формирования у личности в процессе его жизни. Таким образом, на базе унаследованных особенностей образуются особенности приобретенные.

В трудах психологов способности рассматриваются как свойства, приобретенные в процессе труда человеком и обеспечивающие успешное выполнение определенных видов деятельности. Врожденными по их мнению, являются лишь задатки или природные анатомо-физиологические особенности организма, главным образом мозга и органов чувств, при этом подчеркивается, что способности существуют только в развитии и создаются в процессе деятельности. Определяющим значением в развитии способностей человека являются социальные факторы, обуславливающие характер общественно-трудовой деятельности человека в условиях данной среды.

Проблема способностей и задатков тесно связана с проблемой отбора детей для успешных занятий тем или иным видом спорта. Применительно к спортивной деятельности способности трактуются как уровень показателей, характеризующих двигательную функцию, включающих в себя развитие физических качеств и двигательных координационных способностей.

Под задатками в спорте чаще всего понимают свойства личности, на основе которых быстро развиваются определенные физические качества: быстрота, сила, выносливость. К задаткам относят и антропометрические признаки, состояние анализаторов, ориентировочные реакции. В словаре по физической культуре и спорту задатки определяются как особенности нервной системы или строения организма, которые обеспечивают развитие специфических способностей.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что роль способностей в достижении высоких, даже рекордных результатов в любом виде спорта очень важна.

Специалисты в области физического воспитания придают большое значение научно обоснованной системе отбора юных. спортсменов, считая, что разработка научных рекомендаций по отбору облегчит правильный выбор спортивной специализации, уменьшит текучесть контингента спортивных школ и будет способствовать быстрейшей подготовке спортсменов международного класса. ( Кроме того, система спортивного отбора, нужна не только для спортивных команд, но и для массового спорта, так как успех «большого» спорта основан на развитии и достижениях нашего общего физкультурного движения.)

Многие специалисты как у нас в стране, так и за рубежом выдвигают систему отбора талантливых детей (спортсменов) на одно из ведущих мест в подготовке резерва большого спорта. В ряде исследований установлено, что выявление способностей к успешной спортивной деятельности возможно уже в детском возрасте.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Мышление как познавательный психический процесс
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами ...

Интеграция регионоведения в обучение иностранному языку
Рассмотрим принципы построения интегрированного курса на примере интеграции регионоведения в обучение иностранному языку. Принцип учета региональной специфики важен на всех этапах работы, но наибольшее значение он имеет для отбора регионального содержания курса. Региональная специфика складывается ...

Преподавание художественного искусства
В истории искусства формирование каждого художественного направления происходит вместе со становлением педагогической системы, формулирующей его принципы. Вносимое общественной жизнью новое содержание рождает не только новое искусство, но и соответствующую ему художественную педагогику, собственно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru