Значение лексики в курсе русского языка начальной школы

Образование и воспитание » Изучения лексики русского языка в начальной школе » Значение лексики в курсе русского языка начальной школы

Страница 3

Элементарную работу с синонимами начинают в I классе. Учитель постоянно обращает внимание учащихся на встре­чающиеся в текстах синонимы и их градацию {светлое, солнечное небо).

Во II классе учащиеся подбирают группы из 2-3 синонимов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нараста­ющей степени качества: большой, огромный, громадный. Це­лесообразно вводить группы из трех синонимов и более. Примеры простейших упражнении с синонимами:

Дается список слов, относящихся к одной части речи:

В списке две синонимические группы и одно-два «кон­фликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вычленить устно эти группы:

бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит.

1. Расположение синонимов по возрастающей или убы­вающей степени какого-либо признака (градация си­нонимов); огромный, гигантский, большой. Затем с этими словами составляются предложения, позволя­ющие уточнить значения каждого слова.

3. Подбор синонимов к данному слову. Затем со всеми словами составленного ряда составляются предложения.

4. Замена синонима в предложении. Включаются пооче­редно разные синонимы и определяется, в чем различие значений этих слов.

5. Выбор наиболее точного слова из двух-трех синонимов.

Главная цель всякого лексического упражнения — ис­пользование слов в собственной речи. Как используют уча­щиеся в своей речи синонимы? Опыт и специальная провер­ка показывают, что дети неплохо овладевают синонимами, если их систематически тренировать в этом на уроках.

Антонимы — слова с противоположным значением. Они используются в речи для контраста, для построения антитезы. Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче.

Работа с антонимами, как и с синонимами, начинает­ся с анализа художественного текста, но затем вводятся и специальные упражнения:

1. Подбор антонимов к данным словам:

тьма — . холодный- .

2. Составление предложений с антонимами, точнее — с парами антонимов;

3. Замена антонима в предложении:

Заяц бегает быстро. Черепаха ползает .

4. Продолжение начатого предложения с антонимами:

В поле холодно, а в беличьем домике .

5. Подбор антонимов к многозначным словам:

свежий хлеб — . хлеб свежий ветер — . ветер -

6. Составление параллельных синонимических рядов:

старый, ветхий — новый, крепкий. Связь синонимии и антонимии — один из принципов сло­варной работы.

Работа над смешиваемыми словами — это, в сущно­сти, работа по уточнению значений слов и их возможных сочетаний. Младшие школьники часто смешивают сходные слова: войти и зайти, надеть» одеть. Словарики парони­мов приводятся в методических пособиях по развитию ре­чи. Дети практически усваивают, что одеть можно кого-то, а надеть что-то.

Внимание к выбору слов подготавливает почву для сти­листической дифференциации текстов, которая постепен­но вводится в Ш-IV классах в процессе развития речи.

Многозначность слов и омонимы. С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания {Солнышко спать пошло). Впер­вые с многозначностью слов дети встречаются в период обу­чения грамоте, читая тексты «Азбуки» ("Букваря"). Основой работы над многозначностью в это время является анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения. Но, кроме того, проводятся специальные упражнения:

1. Подобрать слова, которые имели бы по 2-3 значения;

на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов.

2. Сравнить значения слов в сочетаниях:

Идут часы — идут дети — идёт строительство.

3. Подобрать близкие по смыслу слова- (синонимы) к каждому значению данных слов: сырой картофель — . сырая земля — .

4. Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов: сырой песок — . сырой картофель — .

От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно даются им в занимательных, игровых ма­териалах: Несет меня лиса за темные леса.

Теоретический материал по многозначности и омонимам в начальных классах не дается, и формирование соответству­ющих понятий проходит лишь подготовительную стадию.

Программа начальных классов не предусматривает спе­циальной работы над фразеологическими единицами. Сле­довательно, встречающиеся в художественной литературе обороты должны разъясняться без анализа их типов и внут­ренней структуры.

Фразеологизмы, как правило, метафоричны, т.е. опи­раются на иносказание, на многозначность слова, на его способность выступать в дополнительных, «образных» зна­чениях. Поэтому объяснения фразеологизмов следует про­водить не только путем замены соответствующими синони­мами, но и способом развернутого объяснения, с указанием на изобразительное значение фразеологической единицы. Обычно работа с фразеологизмом завершается составлени­ем предложения с нею.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Компетенции как результат профессионально-образовательного развития личности при реализации педагогических технологий
Исследование проблемы педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения актуализируется тем, что во взаимодействии современной образовательно-профессиональной среды и самоопределяющейся личности возникает ряд проблем, которые последняя сама решить не в состоянии. Процесс професси ...

Общие сведения о технологии модульного обучения
В последнее десятилетие одной из самых распространённых мировых тенденций в образовании стала реализация как личностно ориентированных, так и информационных технологий. К личностно-ориентированным технологиям, то есть тем технологиям, которые используются в условиях обычного класса любого типа школ ...

Значение образного мышления в обучении химии
В последнее время все чаще выдвигается тезис о необходимости реализации личностно ориентированного подхода в школьном обучении, предполагающего учет психологических ресурсов ученика. Иными словами, логика учебного процесса должна определяться не только содержанием изучаемого предмета (как проекции ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru