В процессе изучения курса «Профессиональное самоопределение школьников» учащимся необходимо выполнить и защитить творческий проект «Мой Взгляд в будущее».
Схема проекта:
Титульный лист
Тип, класс, отдел, группа, формула профессии
Мотив выбора профессии (почему выбрана именно эта профессия)
Кто оказал наибольшее влияние на этот выбор
Профессиональный идеал
Бизнес план
В рамках практического исследования была проведена первичная диагностика, которая включила в себя анкетирование и тестирование учащихся 11 класса. По результатам анкетирования было выявлено, что 80 % учащихся ещё не определились с выбором своей будущей профессии, а 20 % учащихся уже определились (Диаграмма 1).
Диаграмма 1
Также было выявлено, что только 10 % определились с выбором высшего учебного заведения, а 90 % не определились (Диаграмма 2).
Диаграмма 2
В процессе диагностики также была использована методика Е.А. Климова "Определение типа будущей профессии" (Приложение 3), результаты которой показали, что для 35 % учащихся наиболее подходящим типом профессии является «Человек - знаковая система», для 30 % учащихся «Человек -техника», для 15 % учащихся - «Человек - художественный образ» для 10 % учащихся - «Человек - человек», и для 10 % учащихся - «Человек - природа» (Диаграмма 3).
Диаграмма 3
В рамках разработанной программы по организации профессионального самоопределения старших школьников «Взгляд в будущее» были проведены следующие занятия:
Занятие №1
Ориентировочное
Цель - получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся; формирование у участников установки на саморазвитие в рамках занятий по профессиональному самоопределению.
Задачи
Знакомство с группой
Проведение игры «секрет на спине», «Сантики-фантики»
информирование учащихся о профессиях, о рейтинге востребованности профессий
Диагностирование
Анкетирование
Рефлексия
Занятие №2
Классификация профессий
Цель - формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий.
Задачи:
активизация умственной активности
развитие умения работать в группе
формирование умения использовать разную профессиональную терминологию.
Информирование учащихся о типах, классах, группах, формулах профессий
Проведение игр «любовное послание», «профессиональные молекулы»
Занятие №3
Работа над ошибками
Цель: Формирование у учащихся информационного поля о возможных ошибках при выборе будущей профессии.
Задачи:
Проведение профигры «один день из жизни»
Проведение методики
Проведение игры «Летает - Не летает»
информирование об ошибках при выборе профессии
рефлексия
Занятие №4
Заключительное
Цель - Определение жизненных планов учащимися.
Задачи:
получение вторичной информации о профессиональных намерениях учащихся
определение своих жизненных планов
анализирование выполненной деятельности
Проведение профигры «Цепочка профессий»
Полезная информация:
Взаимосвязь режиссерских и сюжетно-ролевых игр
В психологической и педагогической литературе прошлых лет есть упоминания о режиссерских играх. Однако они не рассматривались в качестве самостоятельного вида игр, как это делается в настоящее время в работах Е.М. Гаспаровой, Е.Е. Кравцовой, С.Л. Новоселовой и др. В современной характеристике режис ...
Понимание различными психологическими школами понятия «адаптация»
Мир, в котором мы живем, постоянно меняется. Меняются социальные роли, которые человеку ради успеха и лучшего уровня жизни приходиться осваивать, меняется наше благосостояние, положение в обществе, отношение к личности и т. д. В связи с этим возникает вопрос о том, как приспосабливаться к постоянны ...
Деятельность социального педагога по формированию толерантности в
социальном приюте у младших школьников
Воспитание толерантности у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный социальным педагогом процесс формирования у детей толерантности. Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием ...