Профессиональное самоопределение – событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, и на место жительства, поездки и переезды, и на многое другое – трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы выбор профессии.
Выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, относится к особой разновидности, поскольку варианты профессиональной карьеры в крупных городах настолько разнообразны, что требуется специальная работа сознания лишь для того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом выборе. Старшеклассник очень часто не знает, что он хочет, кем бы он хотел быть. Знание об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения; реальными альтернативами они становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определенный смысл, т.е. вписываются им в контекст жизненного мира. С этой точки зрения процесс построения альтернатив является, в сущности, процессом построения их смысла для субъекта.
Из этого следует в частности, что к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. Наконец, надо учитывать вмешательство личностной психодинамики, склонность принять желаемое за действительное или вытеснить неприятные ожидания.
В возрасте 14-15 лет (выпускники девятого класса) впервые начинает осознаваться вопрос профессионального самоопределения. Основной вопрос: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Подростки в этом возрасте нуждаются в психолого-педагогической и социально-педагогической поддержке, раскрытии перспективы дальнейшего личностного развития, помощь в определении своих жизненных планов. В работе по профессиональному самоопределению необходимо формирование актуального для подростков «информационного поля», развитие навыков и умений целеполагания и планирования, формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
Учащийся десятых классов входит в новый период возрастного развития – юношеский возраст. У учащихся этого возраста складывается потребность в развитии социального интеллекта. Десятикласснику важно при этом получить оценку окружающих, сравнить ее с самооценкой. Учащийся в этом возрасте нуждается в психологической и социально педагогической помощи к вступлению во взрослую жизнь, развитии социального интеллекта (овладение способами и приемами конструктивного взаимодействия с окружающими), развитии рефлексии, эрудиции. Соответственно работа по профессиональному самоопределению десятиклассников должна включать информирование, обучение методам познания себя (самопознание) и других людей, развитие навыков групповой работы, формирование мотивов самоактуализации.
Отличительной особенностью молодого человека 16-17 лет, перешедшего в 11 класс, является то, что именно в этот заключительный период обучения в школе перед ним стоит сложная задача – самоопределения, принятия решения, от которого зависит его будущее. Выпускникам чаще присуще чувство тревоги, нависшей угрозы, в основе которых лежит страх потерять (упустить) шанс самореализации. Поэтому работа по профессиональному самоопределению учащихся в этом возрасте должна включать блок развития уверенности в себе, помощь в напряженный период, связанный со сдачей экзаменов и поступлением либо в высшее, либо в среднее специальное учебное заведение.
Полезная информация:
Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах
деятельности
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих д ...
Влияние психологических и возрастных особенностей
младших школьников на овладение иностранным языком
Определенное содержание обучения иностранному языку невозможно без обращения к психологии − науке о закономерностях психического отражения действительности в сознании человека, исследующей душевные свойства, мыслительную деятельность и состояние индивида в зависимости от условий, в которых он ...
Исследование корреляционной зависимости между показателями физическим
развитиием и двигательной подготовленностью девушек 10-11 классов
Знание величины связи между показателями в тестах двигательной подготовленности и физического развития представляет значительный интерес для практики физического воспитания. Был проведен расчет ранговой корреляции между показателями физического развития и двигательной подготовленности школьниц 10-1 ...