Ю.П.Сокольников дает следующую характеристику педагогической системы: они существуют как относительно устойчивые объединения людей и их упорядоченные совокупности, имеющие определенную организацию .
По мнению Т.Н. Шамовой, под педагогической системой понимается социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и. материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности .
Существует и другое определение данного понятия: «Педагогическая система - это совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с определенными качествами, необходимыми как самой личности, так и обществу» (В.П.Беспалько).
В этой связи компонентами, педагогической системы выступают: учащиеся, цели воспитания/обучения, педагогические/дидактические процессы, учитель и/или технические средства обучения, организационные формы педагогической работы.
Признаки любой системы:
- наличие компонентного состава, структурность;
- многоуровневость, иерархичность;
- присутствие системообразующего компонента;
- зависимость функции каждого компонента и определение его места в системе;
- обусловленность действия системы свойствами ее структуры;
- несводимость свойств системы к простой сумме свойств ее компонентов;
- взаимосвязь с другими системами, способность входить в состав более широких систем и содержать в себе более мелкие.
Б.С. Гершунский отмечает следующие признаки системы: целенаправленность; управляемость; сложная иерархическая структура организации; наличие интегральных свойств; многосвязность; многокритериальность.
Так или иначе, но система характеризует определенную упорядоченность объектов относительно поставленных целей.
Известно, что школа является самостоятельной социально-педагогической системой.
Особенностью школы как системы является ее тесная связь с внешней средой. Можно выделить шесть основных внешних подсистем, к ним относятся: общественная; производственно-экономическая; социально-бытовая; природно-экологическая; культурная; духовно-нравственная.
Задача любого образовательного учреждения — использовать возможности, этих подсистем для воспитания и развития личности.
Процесс самодвижения образовательного учреждения может идти двум ми. Первый путь, когда образовательное учреждение приспосабливается к среде, перестраивает свои процессы, не разрушая целостности, и второй - когда образовательное учреждение само может влиять на внешнюю среду, приспосабливая ее к достижению своей цели. Но для этого образовательное учреждение как социальная система должно быть само хорошо организовано.
Системные образования бывают различными по содержанию: механическими, биологическим, социальными, педагогическими.
Педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающим миром происходят информационные процессы. Это системы функционирующие в условиях постоянной изменчивости факторов окружающей среды. Будучи активными в реализации целей, педагогические системы определяются как целеустремленные и целенаправленные.
Полезная информация:
Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте
Главная отличительная особенность этого возраста – стабилизация личности. Она проявляется в эмоционально сфере: становится более ровным и устойчивым настроение, исчезают частые и резкие аффективные вспышки. Снижению эмоциональной лабильности способствует развитие само регуляции, усиление контроля з ...
Организация и методика констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился на базе 2 учреждений: МОУ “ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7” Советского района г. Красноярска и МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 91” Советского района г. Красноярска c 1 октября по 9 октября 2008 года. В ...
Анализ состояния физического воспитания в школах юга Кыргызской Республики
Представлялось интересным изучение состояния физического воспитания в общеобразовательных школах юга Кыргызской Республики. Известно, что социологические исследования в педагогической науке дают богатейшую информацию позволяющую определить рациональное направление по улучшению обнаруженных недостат ...