Для того, что бы понятнее было чему учить дошкольников мы составили таблицу формирования умений для развития характеристик выразительности речи, показывающую, чему, необходимо учить младших школьников (Таблица 3).
Данные занятия должны обеспечить решение следующих задач:
пополнять и активизировать словарь детей;
расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;
закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи;
Таблица 3
Формирование умений для развития характеристик выразительности речи
Характеристики выразительности речи |
Формируемые умения | |
1 |
Ритмико-интонационная структура текста - совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи |
Умение строить высказывание, приспосабливаясь к условиям общения. Умение слушать собеседника (понимать смысл говоримого, становиться на точку зрения говорящего). Умение анализировать интонационные особенности говорящего. Умение пользоваться интонационными возможностями в собственной устной речи. |
2 |
Движение тона (восходящий, нисходящий, ровный). |
Умение определять основной тон высказывания и замечать дополнительные оттенки эмоций. Умение выражать тоном необходимые чувства, настроения и отношения. |
3 |
Тон (спокойный, взволнованный, заинтересованный и т. п.). |
Умение выражать вопрос, утверждение, незаконченность. |
4 |
Громкость (нормальная, слишком тихая, слишком громкая). |
Умение характеризовать громкость речи в соответствии с условиями общения. Умение пользоваться громкостью, ее усилением как средством выделения главного в речи. |
5 |
Логическое ударение (усиление или ослабление голоса, произнесение слова по слогам; удлинение ударного гласного). |
Умение распознавать выделенные логическим ударением слова. |
6 |
Паузы (реальные и нереальные, сознательные или несознательные |
Умение определять уместность и характер пауз. Умение пользоваться различными видами пауз. |
7 |
Ритм (плавный, ровный или неровный). |
Умение описывать ритм речи. Умение пользоваться ритмом для эффективности общения. |
8 |
Темп (быстрый, слишком быстрый, медленный, слишком медленный, нормальный). |
Умение определять свойства темпа в соответствии с условиями общения. |
9 |
Невербальные средства общения и речевой этикет. |
Умение выражать эмоции известными интонационными средствами |
совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;
совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
воспитывать культуру речевого общения.
Принципы театрализованных занятий:
принцип активности ребенка;
импровизационность;
гуманность;
системность знаний;
учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
принцип интегративности всех видов деятельности;
связь обучения и творчества.
Виды театральной деятельности, используемые на занятиях для развития интонационной выразительности речи:
артикуляционная гимнастика;
Полезная информация:
Опыт учителей по развитию самоконтроля в учебной деятельности
младших школьников
А. «Разноцветные поправки» Для инициации у школьников потребности в СК, осознания его роли в течение всего периода обучения мы использовали приемы «по собственной инициативе» и «разноцветные поправки» (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов). Суть последней состоит в том, что учащимся после выполнени ...
Методика решения качественных задач
Как уже было сказано выше, задачи-вопросы решают устно. Чтобы воспитать у учащихся навык сознательного подхода к решению качественных задач, нужна определенная система работы с ними учителя и продуманная методика обучения. Немалое значение имеет правильный подбор задач. Наиболее доступны на первых ...
Самоопределение учащихся старшей школы
Старший школьный возраст отличает устремленность в будущее. Если в 15-16 лет жизнь кардинально не изменилась и ребенок остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненны ...