Определялся присущий ребенку темп речи при выполнении речевых заданий разной сложности. Все речевые задания записываются на магнитопленке. Подсчитывались количество слогов в секунду. Отмечалось, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.
Оценка темпо-ритмической характеристики определялась в соответствии со шкалой данной методики:
ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме – 2 балла
ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме – 1 балл
невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме 0 баллов
Определение возможности одновременной реализации движений и речи.
В соответствии с инструкцией «Произносить фразу «Дует ветер, сильный ветер» и хлопать одновременно в ладоши». Воспитатель предварительно демонстрировал образец, детям предлагается темпо-ритм.Оценка этого критерия определялась по шкале:
ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме – 2 балла
ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме – 1 балл
невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме 0 баллов
Определение возможности воспроизведения ритмических рисунков, при:
а) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением и под удары метронома.
б) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением;
г) воспроизведение ритмического рисунка без речевого сопровождения;
Оценочная шкала критерия:
правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка – 2 балла
трудности при самостоятельном воспроизведении – 1 балл
невозможность воспроизведения ритмических рисунков – 0 баллов
Оценка ребенком собственного темпа речи.
Определялась возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за воспитателем.
Определялась возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».
Оценка данного критерия:
правильная и самостоятельная оценка собственного темпа речи – 3 балла
правильная, но с помощью воспитателем – 2 балла
неправильная – 1 балл
Обследование мелодико-интонационных характеристик речи.
Определялась способность ребенка к понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала.
Оценка этого критерия определялась по шкале:
свободно повышает и понижает голос – 4 балла
затрудняется, периодически повышает и понижает голос – 3 балла
весь речевой материал произносит монотонно – 2 балла
Определение способности ребенка правильно расставлять логическое ударение
воспитатель читала ребенку фразу без соблюдения логических ударений. Ребенок должен повторить ее, правильно расставив все логические ударения;
при повторении ребенком стихотворного текста вслед за воспитателем;
при произнесении ребенком знакомого ему стихотворения.
Оценочная шкала критерия:
ребенок правильно расставляет логическое ударение в речевом материале любой сложности – 3 балла
у ребенка возникают затруднения при расстановке логического ударения – 2 балла
невозможность самостоятельного расставления логического ударения – 0 баллов
Полученные результаты по исследованию характеристик выразительности речи представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты по проведенным методикам в начале эксперимента
Задания |
Всего баллов |
Уровень выразительности речи | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||||
1 |
Диана Б. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
средний | |
2 |
Ксения Г. |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
10 |
высокий | |
3 |
Маша Е. |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
низкий | |
4 |
Ира Ф. |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
низкий | |
5 |
Тимур К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
7 |
средний | |
6 |
Миша Г. |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
3 |
низкий | |
7 |
Саша Г. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
9 |
высокий | |
8 |
Илья П. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
средний | |
9 |
Валя З. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
средний | |
10 |
Олеся К. |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
низкий | |
11 |
Юлия К. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
8 |
средний | |
12 |
Витя Ф. |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
низкий | |
13 |
Коля Г. |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
низкий | |
14 |
Лариса П. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
9 |
высокий | |
15 |
Роман П. |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
6 |
средний | |
16 |
Серёжа С. |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
3 |
низкий | |
17 |
Дарья С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
средний | |
18 |
Женя Т. |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
низкий | |
Полезная информация:
Умственное воспитания ребенка
Стратегия перестройки современного образования предусматривает изменение приоритета целей обучения: от ориентации на усвоение знаний, умений и навыков школа переходит к развивающему обучению. Сегодня школа должна создать все условия, обеспечивающие развитие личности школьника. Современность предъяв ...
Переносимость физических нагрузок женским контингентом в условиях среднегорья
и высокой внешней температуры
Вопросы терморегуляции и функциональной переносимости организма в условиях среднегорья и высокой внешней температуры окружающей среды при выполнении физических упражнений были предметом пристального внимания исследователей и обобщены в ряде обстоятельных научных работ. Женщины демонстрируют меньшую ...
Принцип целенаправленности
Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания- формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее ...