Определялся присущий ребенку темп речи при выполнении речевых заданий разной сложности. Все речевые задания записываются на магнитопленке. Подсчитывались количество слогов в секунду. Отмечалось, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.
Оценка темпо-ритмической характеристики определялась в соответствии со шкалой данной методики:
ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме – 2 балла
ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме – 1 балл
невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме 0 баллов
Определение возможности одновременной реализации движений и речи.
В соответствии с инструкцией «Произносить фразу «Дует ветер, сильный ветер» и хлопать одновременно в ладоши». Воспитатель предварительно демонстрировал образец, детям предлагается темпо-ритм.Оценка этого критерия определялась по шкале:
ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме – 2 балла
ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме – 1 балл
невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме 0 баллов
Определение возможности воспроизведения ритмических рисунков, при:
а) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением и под удары метронома.
б) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением;
г) воспроизведение ритмического рисунка без речевого сопровождения;
Оценочная шкала критерия:
правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка – 2 балла
трудности при самостоятельном воспроизведении – 1 балл
невозможность воспроизведения ритмических рисунков – 0 баллов
Оценка ребенком собственного темпа речи.
Определялась возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за воспитателем.
Определялась возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».
Оценка данного критерия:
правильная и самостоятельная оценка собственного темпа речи – 3 балла
правильная, но с помощью воспитателем – 2 балла
неправильная – 1 балл
Обследование мелодико-интонационных характеристик речи.
Определялась способность ребенка к понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала.
Оценка этого критерия определялась по шкале:
свободно повышает и понижает голос – 4 балла
затрудняется, периодически повышает и понижает голос – 3 балла
весь речевой материал произносит монотонно – 2 балла
Определение способности ребенка правильно расставлять логическое ударение
воспитатель читала ребенку фразу без соблюдения логических ударений. Ребенок должен повторить ее, правильно расставив все логические ударения;
при повторении ребенком стихотворного текста вслед за воспитателем;
при произнесении ребенком знакомого ему стихотворения.
Оценочная шкала критерия:
ребенок правильно расставляет логическое ударение в речевом материале любой сложности – 3 балла
у ребенка возникают затруднения при расстановке логического ударения – 2 балла
невозможность самостоятельного расставления логического ударения – 0 баллов
Полученные результаты по исследованию характеристик выразительности речи представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты по проведенным методикам в начале эксперимента
Задания |
Всего баллов |
Уровень выразительности речи | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||||
1 |
Диана Б. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
средний | |
2 |
Ксения Г. |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
10 |
высокий | |
3 |
Маша Е. |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
низкий | |
4 |
Ира Ф. |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
низкий | |
5 |
Тимур К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
7 |
средний | |
6 |
Миша Г. |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
3 |
низкий | |
7 |
Саша Г. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
9 |
высокий | |
8 |
Илья П. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
средний | |
9 |
Валя З. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
средний | |
10 |
Олеся К. |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
низкий | |
11 |
Юлия К. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
8 |
средний | |
12 |
Витя Ф. |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
низкий | |
13 |
Коля Г. |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
низкий | |
14 |
Лариса П. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
9 |
высокий | |
15 |
Роман П. |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
6 |
средний | |
16 |
Серёжа С. |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
3 |
низкий | |
17 |
Дарья С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
средний | |
18 |
Женя Т. |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
низкий | |
Полезная информация:
Феноменальная память
Некоторые полагают, что сильная нервная система – залог хорошей памяти. Однако исследования Р. Трубниковой показали, что преимущества сильной нервной системы проявляются лишь при запоминании бессмысленной информации или коротких текстов. Если же тексты сложны и материал осмысленный, то довольно час ...
Оборудование для лепки
К оборудованию для лепки относятся каркасы. В работе с дошкольниками это обыкновенные палочки разной длины и толщины. Использование каркаса помогает совершеннее изображать ноги животных, делать фигуры, выполненные на каркасах, часто делают трещины, поэтому, как только работа подсохнет, каркас лучше ...
Итоговый этап опытно-экспериментальной работы по формированию
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Целью данного этапа исследования является определение эффективности предлагаемых нами методически разработанных занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи. Для чего была проведена серия диагностических тестов по методике И.Ф. Павалаки «Исследование ...