Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладаю значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто pаз услышать», - гласит народная мудрость.
Эффективность произвольной памяти старшего школьника
10% – читает глазами;
26% – слышит;
30% – видит;
50% - видит и слышит;
70% - обсуждает;
80% – опирается на опыт;
90% – говорит и делает совместно;
95% – обучает других.
Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно слуховых средств подачи информации.
Русский физиолог И.П. Павлов открыл ориентировочный рефлексе, названный рефлексом «Что такое? »: если в поле зрения человека попадает какой-то объект, то человек непроизвольно начинает приглядываться, чтобы понять, что это такое. Даже услышав звук, человек пытается найти глазами его источник, что облегчает восприятие звуковой информации. Следовательно, нам более высокое качество усвоения достигается при непосредствен ном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. А Видеофильмы как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний - ощущения и восприятия. Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного Мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Значит, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа процесса познания - осмысления. Кроме того, при протекании процесса Осмысления применение наглядности (в частности, изобразительной и словесной) оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т.д. Объясняется это тем, что аудиовизуальные пособия влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего и основе осмысливания.
Большую роль видеофильмов играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорных моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.
Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие технических средств. Если ему важно сконцентрировать внимание учащихся на содержании предлагаемого материала, то сила их эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Избыток эмоциональности затруднит усвоение и осмысление основного материала. Если используемый материал должен вызвать определенные чувства и переживания (на уроках чтения и литературы, истории, на воспи-1тательных занятиях и др.), решающим оказывается именно эмоциональный потенциал используемого средства. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или учительский комментарий значимы при восприятии любых УЧЕБНЫЕ ВИДЕОФИЛЬМЫ.
В учебно-воспитательном взаимодействии воспитателя и воспитанников одной из актуальнейших и сложнейших проблем является I привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего урока или воспитательного занятия. К.Д. Ушинский считал внимание ученика чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения. По его мнению, каждый воспитатель должен быть в состоянии обратить внимание ученика на желаемый предмет. Он указывает воспитателю несколько средам сохранения детского внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания1.
Три из четырех названных Ушинским средств присущи учебные видеофильмы, которые, обладая широким диапазоном выразительных художественных и технических возможностей, позволяют легко усилить впечатление от излагаемого материала. Обычно человек воспринимает окружающую действительность в удобном для него по рядке, на экране же управление вниманием осуществляется выделением главного изображения средствами динамики и композиции кадра, монтажной сменой планов. Из кадра убирают или ослабляют все отвлекающее от главного разными способами: соотношением главного объекта и окружающих фоновых объектов, раз личной интенсивностью окраски, выделением светом и т. и Но основным приемом остаются выбор и смена планов. Так, наблюдающий за объектом взор разлагает его на части, потом енот собирает, переносит на другой объект, сближает и сопоставляй оба объекта. Информация в кадре разумно дозируется: весь фрагмент воспринимается целиком.
Полезная информация:
Экологическое воспитание и культура
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с друго ...
Принцип систематичности и последовательности
Впервые этот принцип был применен Я.А.Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным. Этот принцип требует, чтобы процесс усвоения знаний шел в определенном порядке и системе. Содержание обучения и процесс обучения должны быть выстроены в лог ...
Лабораторная работа «Определение поля зрения глаза, поле обзора.
Обнаружение слепого пятна»
Цель работы: Определение поля зрения правого и левого глаза для белого, синего, красного и зеленого цветов; определение положения слепого пятна. Приборы и принадлежности: Периметр Форстера, транспортир со стрелкой, магнит, диски с цветными наклейками (маркёры). Краткая теория: Полем зрения называет ...