Методологические основы исследования аспектов формирования социально-профессиональной компетенции в учреждениях начального профессионального образования

Образование и воспитание » Формирование социально-профессиональной компетентности будущих специалистов через создание социального партнерства в учреждениях начального профессионального образования » Методологические основы исследования аспектов формирования социально-профессиональной компетенции в учреждениях начального профессионального образования

Страница 3

4. Методика «Дефференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов) позволяет выявить склонность подростка к определенной профессиональной сфере. В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися своих возможностей в реализации задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии. Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессий пяти профессиональных сфер:

- Ч-З (Человек – знак)

- Ч-Т (Человек – техника)

- Ч-П (Человек – природа)

- Ч-Х.о. (Человек – художественный образ)

- Ч-Ч (Человек – человек).

Критериями сформированности социально-профессиональной компетентности, в соответствии с выделенными Нагимовой Н. И. структурными компонентами, мы определили:

- для ценностно-мотивационного компонента: содержание ценностных ориентаций, определяющих требования к себе, как субъекту межличностного взаимодействия и будущей профессиональной деятельности; осознание и понимание групповых ценностей; отношение к значимым аспектам коллективистских отношений в будущей профессиональной деятельности; сформированность у обучающихся осознанной мотивации к профессиональной деятельности;

- для познавательного компонента: знание приемов и правил общения и взаимодействия в группе и между собой; знание своих возможностей и способностей обеспечивающих эффективность общения и межличностного взаимодействия; сформированность системы общепрофессиональных, профессиональных и специальных представлений и знаний;

- для операционально-деятельностного компонента: сформированность приемов и способов общения; сформированность навыков межличностного взаимодействия; сформированность профессиональных приемов, способов, операций, действий; сформированность профессиональной самостоятельности.

С целью оценки успешности процесса формирования социально-профессиональной компетентности и определения уровня сформированности соответствующих компонентов Нагимовой Н. И. был разработан комплекс критериев и показателей. Пример критериев и показателей сформированности СПК будущего рабочего УНПО на высоком уровне представлен в табл.1.

Таблица 3

Критерии и показатели сформированности СПК будущего специалиста УНПО на высоком уровне

Уровень

Компоненты социально-профессиональной компетентности

Высокий

Критерии

сформированности

Показатели сформированности

Ценностно-мотивационный компонент

1.Ценностные

ориентации (ЦО).

- обучающийся производит ценностный выбор и определяет значимость социальных и профессиональных ценностей на основе собственных ценностных установок и профессионального идеала;

- в структуре ЦО преобладают ценности профессионального успеха и жизненной самореализации; обучающийся осознает и понимает значимость общечеловеческих ценностей (жизнь, истина, красота, добро).

2. Мотивация профес-

сиональной деятельности.

- обучающийся ориентирован на высокий результат в профессиональной деятельности;

- продуктивная мотивация с выраженным преобладанием мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к учению в УНПО.

3. Мотивы

самореализации.

- мотивы самореализации осуществляются на основе овладения высокими нормами и образцами профессионального мастерства; высокий уровень социально-психологической адаптированности;

- высокая мотивация достижения; уверенность в себе, проявление рефлексивно-оценочных способностей; ориентация на деловое сотрудничество; адекватность оценки собственных возможностей в профессиональной деятельности.

Познавательный компонент

1.Общепрофессиональ-ные, профессиональные и специальные знания профессиональной деятельности.

- знания ориентировочных основ профессиональной деятельности сформированы на основе творческой деятельности переноса;

- обучающийся проявляет готовность к самоуправляемому обучению.

2. Знания правил общения и взаимодействия в группе и между собой.

- обучающийся конструирует деятельность на основе понимания правил общения и взаимодействия;

-межличностные отношения инициируются обучающимся с ориентацией на деловое сотрудничество; демонстрируется готовность к саморефлексии в межличностном общении.

3. Профессиональное самосознание.

- обучающийся осознает необходимость дальнейшего социально-профессионального саморазвития;

- обучающийся проявляет готовность к определению пути своего дальнейшего социально-профессиональ- ного развития.

Операционально-деятельностный компонент

1. Приемы, способы и операции профессиональных действий.

- обучающийся владеет приемами, операциями, способами профессиональных действий переноса;

- обучающийся проявляет готовность выбора рациональных способов и средств осуществления профессиональной деятельности.

2. Приемы, способы, правила общения и межличностного взаимодействия.

- обучающийся владеет способами деятельностного общения; проявляет умения активно взаимодействовать и сотрудничать; берет ответственность за собственное понимание и поведение;

- развиты навыки самоорганизации и самоуправления.

3. Профессиональная самостоятельность.

- обучающийся демонстрирует самостоятельность в профессиональной деятельности, осуществляет самоконтроль деятельности;

- обучающийся берет ответственность за выполняемую работу в необычных и нестандартных ситуациях.

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Роль развития мелкой моторики в развитии речи
Многие учёные считают, что активность речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Ещё Ф. Энгельс писал «Только благодаря труду, благодарю приспособлению к новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнуто путём особого развития мускулов, связ ...

Руководство сюжетно-ролевой игрой
В условиях детского сада игра — одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, — игра и труд, игра и занятие. Результаты ...

Размещение и способы хранения средств обучения в кабинете иностранного языка
Научно исследовательский институт школьного оборудования и технических средств обучения выдвинул требования к размещению и способам хранения средств обучения в кабинете английского языка. Такой кабинет должен быть укомплектован всеми средствами обучения, необходимыми для организации учебного процес ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru