Таким образом, без специального обучения игра у детей с интеллектуальной недостаточностью не может занять ведущие место и следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка.
Разделу «Игра» не случено, отведено центральное место в программе воспитания и обучения умственно отсталых. Тем самым подчёркивается первостепенное значение этой деятельности для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребёнка, подготовки к обучению к школе.
Игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. Большое значение придают дидактическим играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. Учитывая её особую значимость для детского развития, программа делает особый акцент на поэтапное формирование у ребенка дидактической игры.
Перед дефектологом ставится задача постепенного введения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того чтобы у ребёнка возникло желание играть в месте с детьми, он должен быть подготовлен.
Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являют-ся организованные занятия, в которых ведущая роль принад-лежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллек-тив группы. Содержание занятий определяется программой.
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. Необходимо применять такие методические приемы, ко-торые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ре-бенка. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Таким образом, дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра -- основной вид дея-тельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, что-бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программно-го содержания становится условием достижения игровой цели.
Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного матери-ала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как учителем-дефектологом, так и воспитателем. Кроме того, игра включается в музыкальные занятия, является одним из зани-мательных элементов на прогулке.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно дейст-вовать в определенной ситуации или с определенными предмета-ми, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуют-ся многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материа-ле при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Полезная информация:
Организация семейных праздников с элементами физкультуры и спорта
Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осозн ...
Теоретические положения темы "Обыкновенные дроби"
Основные понятия о дроби Что такое доля единицы? Как читается и записывается дробь? На рисунке 1 круг разделен на две равные части. Равные части называют долями. Название долей зависит от того, на сколько равных частей разделена одна целая (единица) или предмет, принимаемый нами за единицу. Если, н ...
Средства трудового воспитания
Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию разных вид ...