Работа с младшими школьниками заставляют глубже изучать их психофизиологические особенности.
Внимание и запоминание (особенно у 6-7-летних) слабые, тем более, если учение не захватывает. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито не произвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересно привлекает внимание учеников само собой без всяких усилий с их стороны. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью , яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение различных наглядных пособий - иллюстраций, рисунков, макетов, муляжей. Однако надо помнить, что младшие школьники весьма впечатлительны. Очень яркие наглядные впечатления иногда могут создать такой сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, что результате этого затормозиться всякая возможность понимать объяснения, анализировать и обобщать материал.
Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то естественно каждый учитель стремиться сделать свой урок интересным, занимательным. Значит, надо вводить в урок игры и игровые ситуации. Но следует иметь ввиду, что учеников надо приучать быть внимательными и по отношению к тому, что не вызывает непосредственного интереса и не является занимательным.
Чтобы сосредоточить внимание детей на том, что необходимо запомнить, можно изготовить интересное, яркое, запоминающиеся пособие и выставлять его только на 1-2 минуты в течение урока. Частая демонстрация пособия - это уже действие на память. Если пособие будет перед глазами детей длительное, время то они привыкают к нему и не реагируют на него, тогда процесса запоминания не происходит. Например, пособие с гномиками Аз и Буки - на заучивание орфограмм, жи, ши, ча, ша, чу, щу. Как работать с пособием
Посмотреть;
Проговорить;
Закрыть глаза, представить себе увиденное;
Выложить из букв разрезной азбуки, проговорить и показать гномикам
Сверить с плакатом.
Эта работа занимает 2-3 минуты, но повторяется в течении всей недели, через 10-ти дневный перерыв она повторяется вновь.
Работа по тренировке памяти и развитию внимания проводиться в системе. Игровые задания усложняются. Например, с участием куклы Минутки можно провести игру “Успей запомнить за минуту”. Эта игра развивает зрительную память. Начинается она с простого: “Сколько слияний ты запомнил с гласной О?” (на доске дано 10 слияний). “Кто больше слов запомнит из волшебной шкатулки?” (здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, пожалуйста, спасибо, будьте добры, простите). “Кто больше всех запомнит слов - описаний друга-котенка ?”(шерстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, теплая, ходит тихо, крадучись, неслышно, царапается, прыгает).
Хорошая игра для развития речи и памяти - “Добавь следующее”. Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу тот придумывает второе слово, относившееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и так далее. Пример:
Слон
Слон, тигр
Слон, тигр, лев
Слон, тигр, лев, медведь
и так далее
Первое время дети называют по порядку только 2-4 слова, в конце года называют 8-10 слов.
Игры “Сделай так”, “Кто у нас самый зоркий?”, “Кто как кричит”, “Что изменилось?” также нацеливают на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех учащихся.
Задача детей: тщательно проверить написанное (предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или мягкие, твердые, звонкие, глухие согласные). Это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим, оттенком. (“Кто же окажется зорким и увидит больше орфограмм?”).
Малыши очень эмоциональны, впечатлительны не могут с достоинством переносить даже маленькое поражение - не надо злоупотреблять разного вида соревнованиями, а главное - двойками. К стати отметки должны стать лишь показателем деловых отношений между учителем и учеником (не больше!).
Воля и сознательность развиты у детей слабо. Но стоит ли обвинять их в этом? Даже если все вокруг - и учителя, и родители, и сам ребенок - будут твердить: “ты должен!”, - все рано очень скоро наступит и охранительное торможение (будет дремать с открытыми глазами), или возбуждение (будет вертеться тормошить соседа, проявляя природную импульсивность). Тут можно и сменить вид работы, провести игру.
Дети чрезмерно подвижны, не могут спокойно высидеть на уроке и десять минут - значит, надо давать выход их энергии в физкультминутках.
У них повышенная утомляемость - не перегружать беседами, однообразными заданиями, чаше менять виды деятельности.
Полезная информация:
Управление познавательной деятельностью студентов при использовании
информационной технологии обучения
Управление познавательной деятельностью обучаемых–необходимая составная часть дидактического процесса. Во многих педагогических монографиях и диссертациях достаточное внимание уделяется рассмотрению особенностей этого процесса. Причем в них доказывается, что любая учебная деятельность всегда управл ...
Сравнительный анализ учебников и задачников по алгебре для
7-9 классов с целью выявления основных тенденций в формировании исследовательских
умений школьников
Проанализируем различные учебники по алгебре с точки зрения выявления возможностей формирования и развития исследовательских умений, связанных с обучением решению параметрических уравнений и неравенств. Проанализировав учебники по алгебре таких авторов, как Ш.А. Алимов и другие, С.М. Никольский и д ...
Индивидуальная работа с детьми с задержкой психического развития на занятиях
кружка
Индивидуальная работа учащихся осуществляется по специальному плану учителя или воспитателя. По рекомендации воспитателя дети могут сами изготовлять поделки. Перед началом работы воспитатель проводит вводную беседу, рассказывая о целях и задачах предстоящего трудового задания. Дети в общих чертах п ...