Онтогенетическое развитие мышления, по С.Я. Рубинштейн, представляет собой одну из самых значительных и важных проблем детской психологии, как пишет психолог. Разумеется, здесь мы не ставим цели рассмотреть данную проблему в полном объеме, ведь изучение онтогенетического развития мышления в данном случае имеет значение лишь постольку, поскольку это способствует освещению общепсихологической проблеме развития наглядно-образного мышления старших школьников с умственной отсталостью на уроках трудового обучения. Поэтому мы коснемся лишь некоторых вопросов онтогенеза мышления, особенно вопроса, занимающего, несомненно, центральное место в истории развития мышления — вопроса о формировании наглядно-образного мышления на его основе.
При исследовании развития мышления ребенка ряд авторов В.Я. Василевская, Ж.И. Шиф, С.Я. Рубинштейн, С.Л. Мирский, Б.П. Пузанов указывали, что всегда необходимо учитывать основное различие между условиями филогенетического и онтогенетического развития. По линии филогенетического развития стимулом мышления, в основном, всегда выступали потребности, удовлетворение которых имело более или менее выраженное жизненное значение; здесь мышление возникло и развилось на основе серьезной деятельности - обслуживания и, особенно, труда. Что касается онтогенеза - особенно в пределах детского возраста, то тут положение дел иное. Детским возрастом называется тот период жизни человека, когда ему самому не приходится заботиться об удовлетворении своих основных потребностей - это делают другие, его воспитатели, взрослые. Человек перестает считаться ребенком только после того, когда он становится, вынужден сам заботиться об удовлетворении своих жизненных потребностей, то есть собственными силами решать встающие перед ним задачи. Поэтому в период детства импульсом развития мышления служит необходимость удовлетворения не жизненных потребностей, как это имеет место в филогенезе, а потребностей другой категории, в частности, потребностей развития. Развитие детского мышления происходит, в основном, на почве игры и учебы. Учет данного обстоятельства имеет не только большое теоретическое, но, возможно, еще большее практическое значение, поскольку при воспитании мышления знание того, откуда исходят импульсы мышления ребенка, безусловно, имеет фундаментальное значение.
«У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы» - так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К. Дункер, очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу. По мнению Р.С. Немова, с этим трудно не согласиться, имея в виду, что мышление в его высших творческих человеческих формах не сводится к интуиции, ни к жизненному опыту, составляющим основу так называемого «здравого смысла».
Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, раскрывающее закономерные свойства и отношения между объектами восприятия. Проблемой психологии мышления является вопрос о структуре и функциях мыслительных процессов, связи мышления с другими сторонами психической деятельности.
У исследователя С.Я. Рубинштейн, мышление - есть процесс преобразования информации с помощью определенной знаковой системы: от конкретно-образной до абстрактной. Наиболее употребляемой и сформированной знаковой системой человека является речь. По мере становления речи у ребенка постепенно формируется словесно-понятийное мышление, возникающее в результате целенаправленного обучения. Определяя мышление взрослого человека как интеллектуальную активность, направленную на решение проблемы, различают: процессы мышления (различные виды ассоциативной деятельности); инструменты мышления (оперативные процессы, используемые в мышлении, такие как анализ, синтез, сравнение, определение и др.); продукты мышления (идеи, разработки, концепции).
Полезная информация:
Понятие дифференцированного подхода в воспитании и обучении
Дифференцированный подход в воспитании и обучении, один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальны ...
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности
учащихся
По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся. Выделяют следующие методы: • объяснительно-иллюстративные (инф ...
Математические методы познания
Математическое моделирование Большинство психологов под «моделью» понимают систему объектов или знаков, воспроизводящую некоторые существенные свойства системы-оригинала. Наличие отношения частичного подобия («гомоморфизм») позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изуч ...