Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путем преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает важным достоинством - носит индивидуализированный характер.
Важным источником информации для самостоятельной работы являются тексты учебника и дополнительная литература, рекомендуемая учителем. В связном тексте лексико-грамматический материал предстает перед учащимися в естественных связях, предусмотренных программой. Не требуется никакой выдумки, целесообразно побуждать учащихся к исследовательскому поиску по тексту, чтобы они могли извлекать из него необходимую информацию. Естественно в учебных условиях самостоятельная работа учащихся является относительно самостоятельной и должна быть управляемой со стороны учителя.
Учащиеся испытывают косвенное воздействие со стороны учителя, позволяющее ощущать себя активными субъектами учения.
Во-первых, учитель способствует вызову мотивации самостоятельной работы, во-вторых, он обеспечивает ее рациональный и результативный ход, тем более самостоятельная работа имеет добровольный характер.
Учитель создает лишь основания для зарождения у обучаемых потребности в самостоятельной работе над собой. Когда учащийся ощущает дефицит усвоенного материала для общения, учитель указывает ему на конкретный источник информации для восполнения этого дефицита. Многочисленные наблюдения позволяют привести следующие примеры. Содержательная сторона подготовки школьников к выполнению самостоятельных заданий обеспечивается общей темой и значительной частью фактического материала, т.о. часть материала используется на уроке, а вторая часть отводится на самостоятельное внимание. Операционная сторона задания осуществляется с помощью проблемно сформулированных вопросов. Мотивационная сторона обеспечивается индивидуальным подходом к учащимся.
Неприменимым условием успешного выполнения самостоятельных заданий учащимися является предъявление учащимися соответствия упражнений выполняемых ими в классе, упражнением, выполненным вне урока самостоятельно, с учетом структуры формируемого навыка.
Конкретно, речь идет об условно-речевых упражнениях выполняемых учащимися 6 класса на уроке.
Приведем примеры.
Речевая задача: Расскажи о книге, которую ты сейчас читаешь, используя проведенную ниже схему и образцы для самопроверки.
Схема образцы для самопроверки.
I read ., I read the novel "Robinson Crusoe"
If was written . If was written by D. Defoe.
The book is .The book usury interesting .
При выполнении этого упражнения образцы для самопроверки закрываются листом бумаги, который постепенно сдвигается сверху вниз, что дает возможность ученику самостоятельно выполнить задания, а затем проверить и скорректировать свои действия.
Следующий вариант развития самостоятельной активности: В классе выполняются условно-речевые упражнения, а дома самостоятельно выполняются упражнения языкового характера, направленные на осознание соответствующих лексических явлений.
Вот пример такого упражнения.
Установка: Из данной группы слов выбери нужные слова и заполни пропуски.
books, reader, Children line to read
novels, lifcrafure We fore books from .
library My favorite school subject is .
Обучая учащихся самостоятельной деятельности, недостаточно им объяснить лишь самостоятельное задание, необходимо сформировать рациональный прием его выполнения.
Таким образом, подготовка школьников к выполнению самостоятельной работы включает в себя формирование у них общеучебных умений, таких, как само- и взаимоконтроль, планирование, готовности к выполнению каждого конкретного вида самостоятельной работы в содержательном плане т.е. что делать, в операционном плане - т.е. как делать, и в мотивационном плане - т.е. для чего делать.
Управление самостоятельной работой может быть эффективным при условии осуществления дифференцированного подхода к группам учащихся разного уровня обученности. Например, предлагая задания подготовку монологического высказывания по теме, слабым учащимся можно дать карточки с началом рассказа, а также первыми предложениями каждого абзаца.
Оптимальный режим управления самостоятельной работой - это расчленение учебной задачи на составляющие ее задания, обеспечивающие школьников спорами выполнения заданий, с учетом их реальных учебных возможностей. При систематической организации самостоятельной работы должен действовать принцип постепенного убывания опор, с тем, чтобы учащиеся могли проявлять все большую степень самостоятельной активности.
Полезная информация:
Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы. Скаутизм как добровольное дви ...
Влияние занятий силовой направленности на морфофункциональные показатели
занимающихся
Еще в 50-е годы бытовало мнение, что занятия с отягощениями вредят растущему организму. Так, например, Г. П. Сальникова в брошюре «Как укреплять здоровье подростков и старших школьников» писала, что подросткам необходимо ограничивать физические нагрузки, не давать силовые упражнения с тяжестями, т. ...
Виды детской агрессивности
В социально-педагогической и психологической литературе представлен большой спектр видов детской агрессивности. Агрессия при рассмотрении ее видов может иметь различные основания: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – косвенная, доброкачественная – злокачественная. Так же важным в ...