В первой главе рассмотрены существующие подходы к понятиям «мобильность», «компетентность» и «компетенция», проведено разграничение категорий.
Как показывает дефиниционный анализ, «компетенция» является производным понятием от «компетентности» и, на наш взгляд, обозначает сферу приложения знаний, умения и навыки человека, в то время как «компетентность» - семантически первичная категория и представляет их интериоризованную (присвоенную в личностный опыт) совокупность, систему, некий «знаниевый» багаж человека.
Отсюда «мобильный» в своем деле человек означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-либо вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный быстро принимать любые решения».
Под профессиональной мобильностью понимается готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела; методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности.
В свою очередь, профессиональная мобильность характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром.
Профессиональная мобильности менеджера реализуется через функции: информационно-коммуникативную, аналитико-конструктивную, деятельностно-регулятивную, формирующе-развивающую, профилактико-воспитывающую.
Структура профессиональной мобильности включает единство четырех компонентов: мотивационного, когнитивного, коммуникативного, рефлексивного.
В мотивационном компоненте формируется наличие интереса к профессиональной и профессиональной деятельности, который характеризует потребность личности в знаниях, в овладении эффективными способами организации профессионально-педагогической деятельности и взаимодействия.
В свою очередь уровень развития когнитивного компонента менеджера определяется полнотой, глубиной, системностью знаний в области профессионального общения.
Коммуникативный компонент проявляется в умении устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях, овладевать средствами вербального и невербального общения.
В структуре профессиональной компетентности нам представляется важным выделение такого компонента, который определял бы уровень развития самооценки, понимания собственной значимости в коллективе, ответственности за результаты своей деятельности, познания себя и самореализации в профессиональном общении. Это рефлексивный компонент, который проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений.
Профессиональная мобильность характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром, которая формируется в образовательных учреждениях, в том числе и в среднем профессиональном образовании.
Система среднего профессионального образования создает условия для подготовки конкурентоспособных специалистов для различных сфер производственной деятельности. Главной задачей в их подготовке является обеспечение в образовательном процессе условий формирования социальной и профессиональной мобильности будущего специалиста, его профессиональной самостоятельности и социальной коммуникативности, а также условий для формирования профессиональной компетентности.
Среднее профессиональное образование имеет большие возможности для подготовки квалифицированных, практикоориентированных специалистов, обладающие многофункциональными умениями, способных работать в современных условиях наукоемкого и высокотехнологичного производства.
Полезная информация:
Виды труда дошкольников
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Самообслуживание направленно на уход ...
Педагогические мысли прошлого на развитие личности
Подлинное знание о законах становления личности дает нам ее исторический и структурный анализ: "Отдельного человека мы можем вполне понять, только узнав, как он стал самим собой. Это познание истории развития может идти лишь обратным путем: от приобретенной связи душевной жизни к условиям и фа ...
Онтогенез речи в условиях билингвизма
Термин "ранний детский билингвизм" используется для характеристики условий воспитания ребенка, находящегося с рождения в контакте с двумя языками и приобретающего во время своего развития одновременно две речевые системы. Еще в 1928 году Л.С. Выготский писал: "Вопрос о многоязычии в ...