Таким образом, не только за границей вопрос компетентностного подхода разрабатывался, параллельно с зарубежными учеными весомый вклад в разработку этой проблемы внесли отечественные ученые, которые рассмотрели в общем контексте психологию труда с точки зрения профессиональной компетентности, коммуникативные аспекты компетентности, а также выделили интегративную природу компетентности.
Поэтому необходимо подробнее рассмотреть существующие подходы к проблеме профессиональной мобильности специалиста в современной отечественной науке.
А.К.Маркова выделяет несколько видов профессиональной мобильности, наличие которой означает зрелость человека в профессиональной деятельности:
специальная мобильность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
социальная мобильность - владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;
личностная мобильность - владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
индивидуальная мобильности - владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и самореабилитации.
В одной из последних работ А. К. Марковой уточняется определение профессиональной мобильности, как «психического состояния, позволяющего действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека». Понятие «мобильности» автор связывает с созреванием личности и обретением такого состояния, которое позволяет ему продуктивно действовать при выполнении трудовых функций и достигать ощутимых результатов.
Иначе К.В. Шапошников понимает категорию «профессиональная мобильности» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Профессиональная мобильности «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром». К.В. Шапошников и А.Н. Дорофеев считают, что в основу показателей субъектной профессиональной мобильности могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста.
Рассматривая профессиональные мобильности, большинство исследователей выделяют:
1) простые (базовые) компетенции (формируемые на основе знаний, умений, способностей, легко фиксируемые, проявляющиеся в определенных видах деятельности) и
2) ключевые компетенции – чрезвычайно сложные для учета и измерения, проявляющиеся во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром, отражающие духовный мир личности и смыслы ее деятельности.
В настоящее время недостаточно изучена и разработана проблема, ученые работают и выдвигают новые позиции, новые направления. В некоторых исследованиях есть другие классификации:
Полезная информация:
Сравнительный анализ учебников и задачников по алгебре для
7-9 классов с целью выявления основных тенденций в формировании исследовательских
умений школьников
Проанализируем различные учебники по алгебре с точки зрения выявления возможностей формирования и развития исследовательских умений, связанных с обучением решению параметрических уравнений и неравенств. Проанализировав учебники по алгебре таких авторов, как Ш.А. Алимов и другие, С.М. Никольский и д ...
Условия эффективного формирования здорового образа жизни
Нами выделены следующие социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни у подростков в общеобразовательной школе: во-первых, создание благоприятного психологического климата среди подростков; во-вторых, создание активной творческой обстановки подростков; в-третьих, пропаганда з ...
Игра как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств ...