Системы производственного обучения

Страница 1

Система ПО – это совокупность взаимодействующих частей процесса обучения трудовой деятельности: содержания, методов, средств и организационных форм. В ходе развития человечества, роста науки, технического прогресса сложились системы ПО, связанные с подготовки кадров, которые широко используются в практике, или наоборот, менее удобны в применении в наше время. Некоторые из них рассматриваются ниже в историческом аспекте, то есть в порядке их появления.

Предметная система (называется так от предмета, изделия, который надлежит изготовить)

Мастер или ремесленник изготавливает продукт, а подмастерье присутствует, наблюдает за действиями мастера и в скором времени сам пытается скопировать часть работы, а затем весь процесс создания целого изделия.

Положительные стороны:

Учащийся с самого начала приобщен к труду, у него появляется интерес к труду, который оказывает высокое стимулирующее воздействие. Учащийся видит важность товара и гордится изготавливаемой продукцией, выходящей из его рук.

Простота в организации обучения, где со стороны мастера прилагается минимальное количество усилий (смотри-учись).

Отрицательные стороны:

Отсутствие условий для проведения обучения, когда научные принципы дидактики не соблюдаются (игнорируется учет познавательных и возрастных особенностей учащегося, не применяется принцип построения от простого к сложному).

Полное отсутствие теоретической подготовки и тренировочных упражнений при выполнении трудовых приемов. Подмастерье многое делает неосознанно, на основе бытовых знаний, приобретенных самостоятельно, что тормозит развитие и рост личности.

У тех, кто обучался по этой системе, зачастую имеется ограниченное число трудовых приемов, и они осваивают лишь отдельные операции. При изменении ассортимента продукции, не все приобретенные навыки пригождаются и приходиться обучаться снова, чтобы выполнять операции в новых условиях.

Система существовала с того времени, когда обезьяна взяла палку и показала другой, как сбивать банан с бананового дерева, вплоть до появления крупного индустриального производства в середине 19 в. В некоторых случаях встречается по сегодняшний день.

Операционная система

Система появилась в период формирования училищ с производственной базой и сложилась на серьезном фундаменте. В 1868 году в Московском высшем техническом училище, ныне МГТУ им. Баумана, впервые было предложено разделить все трудовые процессы на операции. Профессии осваивались постепенно, в два этапа, в специально созданных и оборудованных местах. Первый этап – изучение и отработка выделенных из состава трудового процесса операций в учебно-производственных мастерских в училище. Второй этап – работа в стенах учебного завода, где учащиеся закрепляли приобретенные навыки и умения осуществления трудовых операций и производили товарную продукцию. Это было неким революционным прорывом в профессиональном обучении. Система попала «за океан» и стала называться «Русской».

Позитивные стороны системы:

Разбиение процесса производства изделия на трудовые операции позволяло изучать его по составляющим, что увеличивало доступность материала.

Изучение осуществлялось в порядке усложнения трудовых операций, что с научной стороны соответствовало индуктивному способу построения обучения (от простого к сложному).

Негативные моменты:

На первом этапе работы учащиеся изготавливали фрагменты единого звена (одного вида товарного изделия), которые, как правило, не имели дальнейшего применения. Интерес учащихся падал, так как полуфабрикаты шли «в корзину».

Ассортимент товаров часто заключал в себе небольшой спектр трудовых операций. Для качественного овладения профессией изучаемых операций было не достаточно. Выпускники обладали ограниченным набором навыков и умений.

Учебные заводы состояли на условиях самоокупаемости, и поэтому учащиеся выпускали продукцию, значимую только для конкретного времени. Когда вкусы народа менялись, необходимо было обновлять производство на учебном предприятии. Перед училищем возникала проблема подготовки новых кадров, разработки перечня трудовых операций, соответствующих новым трудовым процессам, так как молодые рабочие плохо адаптировались и не могли без подготовки изготовлять востребованный товар.

3. В 1880х гг. педагогами профессионально-педагогического образования была внедрена операционно-предметная система. Согласно ей преднамеренно продумывались такие изделия, чтобы при их изготовлении отработать все трудовые операции по данной профессии. Система не нашла большого распространения, но использовалась более 40 лет.

Положительным моментом в ней является то, что обучение очень заинтересовывало учащихся. Но недостатки были:

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Значение семьи в деле воспитания
На протяжении всей истории человеческой цивилизации роль семьи в деле нравственного воспитания личности имело огромное значение. Еще римский оратор Квинтиллиан говорил: «Дети не из школы впервые выносят дурные привычки, но они приносят их с собой в школу. Они перенимают их у своих родителей, которы ...

Характеристика процессов памяти
Память – сложная психическая деятельность. В её составе можно выделить отдельные процессы: запоминание (закрепление), сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) и узнавание материала. Хотя при сопоставлении процессов памяти бросается в глаза, казалось бы, противопо ...

Цели и задачи обучения искусства батика подростков
Цели обучения искусству батика: _ дать обучающемуся, как можно больше знаний об окружающем мире, открыть для него новые виды творчества; мы должны заинтересовать ребенка, дать ему возможность для его бесконечной фантазии в своём творчестве, для совершенствования, дать предпосылки к развитию креатив ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru