Принцип взаимосвязи процесса формирования полноценного речевого общения и поведения ребенка;
Принцип поэтапного развития речи и других высших психических функций детей;
Принцип предметно-практической направленности процесса воспитания;
Принцип постепенного усложнения заданий.
Данные принципы сформулированы и обоснованы нами с учетом важнейших достижений в области психологии и педагогики. В логопедической работе также используются все основные принципы дидактики и теории воспитания.
Основная стратегия осуществляемых коррекционно-педагогических воздействий в группе детей раннего возраста состоит в том, что на основе развития соответствующей возрасту детей когнитивной активности и компетенции постепенно формируется потребность в вербальном общении, стимулируется становление самостоятельной речевой деятельности в контексте онтогенетических адекватных форм общения.
Особое значение в процессе коррекционной работы придается созданию в группе эмоционально-положительного психологического климата. Такой подход обеспечивает благоприятный фон для тесного взаимодействия логопеда с детьми, а также расширяет возможности оптимизации процесса развития и обучения воспитанников Дома ребенка.
Важным фактором эффективности педагогического процесса является использование щадящего режима пребывания детей в Доме ребенка, что реализуется, прежде всего, посредством включения обучающих и коррекционно-развивающих воздействий в контекст спонтанной и специально организованной педагогами деятельности детей в течение всего дня.
Логопедическая работа с детьми раннего возраста осуществляется по подгруппам (2-3 человека) или индивидуально. Подгрупповые или индивидуальные логопедические занятия проводятся ежедневно. Все занятия организуются и проводятся в форме совместной (логопеда и детей) предметной, игровой и других видах детской деятельности. Продолжительность занятий 10-15 мин.
Основными направлениями коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка являются: нормализация моторики артикуляционного аппарата; стимуляция лепета, общения; вызов положительного эмоционального отношения к занятиям; выработка зрительных и слуховых дифференцировок; формирование понимания речи.
На занятиях логопед развивает восприятие речи, знакомит с новыми словами, уточняет их значения, работает над активизацией речевой деятельности, формированием общих речевых навыков, развивает слуховое, зрительное внимание, память, мышление, а также общую и мелкую моторику.
Развитие ребенка раннего возраста происходит в активном взаимодействии со взрослым, поэтому очень важно формировать у детей навыки эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми и сверстниками.
Главной особенностью коррекционной работы с детьми раннего возраста, воспитанниками Дома ребенка является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предлагает:
диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив, темпов обучения;
Полезная информация:
Мониторинг воспитательного потенциала семьи
Актуальность проблемы, обозначенной в названии статьи, обусловлена существенным возрастанием в современном российском обществе интереса к проведению грамотной, стратегически выстроенной социальной политики в области формирования системы воспитания. В настоящее время задача поддержки семьи выдвинута ...
Методика анкетирования
Методика включала в себя вопросы анкеты смешанного типа, в которой предлагались возможные ответы и одновременно можно было сформулировать некоторые ответы по-своему. Анкета для родителей Ф.И.О. ребенка С кем чаще всего находится Ваш ребенок дома: с родителями; с бабушкой и дедушкой; с сестрой или б ...
Особенности работы учреждений для детей и
подростков
В параграфе сделана попытка охарактеризовать особенности работы учреждений для детей и подростков, ее цели, специфические методы и задачи, зависящие прежде всего от учреждения. Все детские культурно-воспитательные учреждения можно подразделить на две группы: многопрофильные и специальные. К многопр ...