Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши для неги модной .
служит материалом для анализа: каковы предметы русского вывоза в начале XIX века? Какие товары преимущественно ввозишь в Россию и кто был покупателем? С какими странами велась торговля? Далее делаем вывод: возможность помещиков превращать продукты крестьянского труда в деньги в связи с ростом торговли вела к росту крепостнической эксплуатации, ведь за деньги можно купить всевозможные предметы роскоши. При изложении некоторых динамических по своему характеру сюжетов фрагменты из художественного произведения логично входят в ткань рассказа, еще более усиливая его эмоциональность. Естественно, что подобное использование художественной литературы возможно лишь применительно к опорным фактам, занимающим важное место в школьном курсе истории. В работе с детьми некоторые произведения исторической беллетристики могут быть использованы только в отрывках. Например, романы Джованьоли «Спартак», И.А. Ефремова «На краю ойкумены» содержат многие яркие страницы, но в целом малодоступны для пятиклассников. Если же произведение может быть рекомендовано для внеклассного чтения, то желательно сделать это тут же на уроке. Например: при изучении в VI классе темы «Завершение объединения Франции в конце XI века» учитель, зачитав отрывок из романа Вальтера Скотта «Квентин Дорвард», отмечает, что ученики найдут в нем описание замка Людовика XI и интересный рассказ о его борьбе с Карлом Смелым. Желательно показать при этом и саму книгу. Назвать произведение и кратко охарактеризовать его содержание следует в том случае, если учитель не успел что-либо из него зачитать.
Широко привлекая художественную литературу на уроках истории, было бы, однако ошибкой перегружать изложение литературными образами, ссылками, цитатами. Использование художественной литературы на уроке истории не самоцель, художественный образ вводится не для украшения урока в развлечении учащихся, а лишь в той мере, в какой он помогает познанию исторического прошлого, то есть для решения образовательных и воспитательных задач урока.
Использования художественной литературы в процессе обучения истории в школе не только способствует решению образовательных задач, но и помогает понять сущность изучаемой эпохи, чувствовать её колорит, специфику исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. А также решает и воспитательные задачи: картины прошлого вызывают определенные эмоции, заставляют переживать сочувствовать, восхищаться, ненавидеть, формируются жизненные идеалы учеников. Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся.
Художественная литература является важнейшим средством познания общественно исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализировать полученную информацию, сравнивать выделять главное.
Полезная информация:
Задачи дифференцированного обучения
Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи: 1) обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения знаний и умений; 2) симулировать развитие познавательной самостоятельности школьников; 3)содействовать выравниванию знаний и у ...
Профессиональная мобильность как механизм социальной
адаптации
В настоящее время востребованы такие качества специалиста, как карьерная гибкость, адаптивность, готовность отдаваться работе, профессиональная мобильность. Мобильность – ключевое понятие, наиболее точно отражающее особенности современного этапа развития человека и общества. Быстро меняющийся техно ...
Методика совершенствования работы по экологическому воспитанию дошкольников
4-5 лет в процессе использования игровых обучающих ситуаций
На следующем этапе нашего исследования мы приступили к разработке методики по совершенствованию у детей экологических знаний. Цельюформирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики экологического воспитания в процессе использования игровых обучающих ситуаций. Задачиформирующего эксп ...