Краткая характеристика методов обучения

Страница 1

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1) Большое значение в обучении имеет устное изложение (объяснение) изучаемого материала учителем. Для этого используются словесные методы:

Рассказ — это метод повествовательно-сообщающего изложения учителем описательного материала с применением приемов активизации познавательной деятельности учащихся (биографии писателей, материал о географическом положении отдельных регионов, ход исторических событий и т.д.).

Лекция — это метод обучения, когда учитель в течение продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся (например, анализ творчества писателей, изучение по физике темы «Механическое движение и т.д.); используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок.

Беседа — это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Различают виды бесед: вводная, беседа-сообщение, синтезирующая или закрепляющая; индивидуальная и фронтальная; собеседование как разновидность беседы.

2) Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Эти методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами. Их можно разделит на две группы:

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов. Таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и пр.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования.

3) Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К ним относятся:

Метод упражнений состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. По своему характеру упражнения бывают устные, письменные, графические и учебно-трудовые.

Метод лабораторных работ состоит в том, что учащиеся, изучив теоретический материал, под руководством учителя выполняют опыты с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. изучают явления с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов и носят обобщающий характер. Они могут проводиться как в классе, так и за пределами школы

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

4) Индуктивные и дедуктивные методы (логические аспекты).

5) Репродуктивные и проблемно-поисковые методы (от частного к общему, от общего к частному):

Сущность репродуктивного метода обучения состоит в том, что определенные умения и навыки приобретаются и формируются путем многократного повторения способа деятельности по заданию учителя. Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика — в выполнении действий по образцу.

Суть проблемного метода изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый или эвристический метод обучения. Суть его в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Возрастные особенности старшеклассников и их учёт при выборе профессии
Известно, что возрастные особенности личности выступают в форме индивидуальных вариантов, а это неизбежно предполагает различные уровни и степени их выраженности их в конкретных людях. Один из характернейших признаков развития современных старшеклассников – крайняя его неравномерность, неодновремен ...

Социальное воспитание - это устойчивое развитие человека и общества
Анализ отечественной научно-педагогической литературы показывает, что общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Современные исследователи воспитание рассматривают как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как во ...

Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках грамматики
Умение и навык в психологии рассматриваются как действия в процессе решения тех или иных задач, в дидактике и лингводидактике - как этапы овладения новым способом действия. Умение представляет собой способность к сознательному действию в измененных или новых условиях, производимому на основе каких- ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru