Микрорайон школы, ее ближайшее окружение: социальный и этнический состав семей, преобладающие профессии и занятия родителей, источники положительного и отрицательного влияния, молодежная среда, статус школы среди населения.
Взаимодействие с другими школами, с дошкольными, внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, трудовыми коллективами и т.д. (содержание и формы).
Количественные характеристики (количество учащихся, классов, ГПД, учителей, организаторов внеклассной работы на общественных началах).
Фамилия, имя, отчество директора школы, почтовый адрес школы, номер телефона, факс, электронная почта.
II. Признаки гуманистической воспитательной системы и ее особенности.
Идеология системы (совокупность идей, лежащих в основе воспитательной системы).
Гуманистические цели воспитательной системы, особенности процесса целеполагания; участие в этом процессе учителей, учащихся, родителей.
Наличие системообразующей деятельности, реализующей целевую установку системы, другие приоритетные виды деятельности, наиболее часто используемые формы их организации.
Отношения между учащимися и педагогами, педагогами и родителями, педагогами и администрацией.
Наличие чувства школьной общности и формы его проявления.
Ценности, которые объединяют учащихся и педагогов.
Культура воспитательной системы (традиции, ритуалы, символы, сленг).
Нормы школьной жизни, их знание и выполнение.
Наличие разных объединений, организаций, движений (постоянных и временных) учащихся, учителей, родителей; содержание и формы их взаимодействия.
Интеграционные процессы (создание различных форм интеграции: «ключевых дел», воспитательных центров, комплексов, клубов; взаимопроникновение обучения и воспитания; межвозрастные, одновозрастные связи).
Позиция педагога как воспитателя по отношению:
к детскому сообществу школы,
к собственному саморазвитию,
к коллегам по педагогическому коллективу,
к среде, окружающей воспитательную систему школы.
Управление воспитательной системой (органы, формы).
Самоуправление учащихся и педагогов в воспитательной системе.
Использование воспитательных возможностей среды, участие учащихся, родителей в ее преобразовании; защита от негативных воздействий среды.
Психолого-педагогическое обеспечение.
III. Процесс развития воспитательной системы.
Противоречия в развитии воспитательной системы.
Неиспользованные резервы развития воспитательной системы.
Перспективы развития воспитательной системы.
Наиболее оригинальные находки в жизни школы.
Связь с наукой:
над какой исследовательской проблемой работает педагогический коллектив школы;
участие педагогического коллектива (отдельных учителей) в исследовании проблемы «Теория и практика воспитательных систем». Темы исследования.
Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы
Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.
Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.
Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.
Отношение к внутришкольным конфликтам.
Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.
Событийный характер деятельности.
Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).
Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся).
В каждой школе можно разработать критерии и показатели эффективности воспитательной системы в соответствии с конкретно поставленными целями и задачами воспитания. Предлагаем один из вариантов такого анализа.
Критерии эффективности воспитательной системы |
Показатели |
Методики изучения |
I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося |
Освоение учащимися образовательной программы Развитость мышления Познавательная активность учащихся Сформированность учебной деятельности |
Школьный тест умственного развития Cтатистический анализ текущей и итоговой успеваемости Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ) Педагогическое наблюдение |
II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося |
Нравственная направленность личности Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. |
Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» Методика С.М. Петровой «Русские пословицы» Методики «Акт добровольцев», «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора» Метод ранжирования Методики «Репка» («Что во мне выросло»), «Магазин», «Золотая рыбка», «Цветик – семицветик» |
III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника |
Коммуникабельность Сформированность коммуникативной культуры учащихся Знание этикета поведения |
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся МЭПО и СУ Педагогическое наблюдение |
IV. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы |
Развитость чувства прекрасного Сформированность других эстетических чувств |
Методика Торренса МЭПО и СУ Педагогическое наблюдение |
V. Сформированность физического потенциала выпускника |
Состояние здоровья выпускника школы Развитость физических качеств личности |
Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств |
VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе |
Комфортность ребенка в школе Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе) |
Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью» Методики «Наши отношения», «Психологическая атмосфера в коллективе» Анкета «Ты и твоя школа» Социометрия |
VI. Сформированность общешкольного коллектива |
Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе Развитость самоуправления Сформированность совместной деятельности. |
Методика «Наши отношения» Методика М.И. Рожкова Социометрический эксперимент |
Полезная информация:
Модели, предшествующие концентрированному обучению
К технологиям, предшествующим концентрированному обучению относится параллельная система обучения, интегрированные уроки и интегрированные дни. Названные технологии являются переходными не только для концентрированного обучения, но и для таких распространенных технологий как модульное обучение (Дж. ...
Обзор творчества С. В. Рахманинова
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем ...
Модель дидактического анализа
Базовая модель дидактического анализа, представленная доктором ван Гельдером, может быть интерпретирована как инвариантная модель, в формате которой можно описать многие производственные процессы и процессы оказания услуг. Раскрываемая в ходе дальнейшего изложения (рис. 3) детальная модель показыва ...