Учебно-воспитательный процесс по предмету "Технология"

Образование и воспитание » Учебно-воспитательный процесс по предмету "Технология"

Воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.

Воспитание гармонично развитой личности – это воспитание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать трудности, встречающиеся на его пути.

Воздействие воспитателя – совокупность приложенных им усилий, необходимых для достижения целей и задач воспитания.

Личность воспитанника – объект воспитательного воздействия, который претерпевает определенные изменения в результате воспитательных воздействий воспитателя.

Отношение воспитанника к воздействию воспитателя – это его реакции на воспитательные воздействия.

Качества, формируемые у личности – знания, убеждения, умения и другие особенности личности, которые являются результатом воспитания.

Мотивы – побудительные силы личности, сформированные в результате воспитания.

Поведение – особенности действий и поступков, совершаемых личностью в ходе и в результате воспитания.

Методы воспитания – способы организации совместной деятельности педагогов и учащихся, направленной на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности учащихся в соответствии с целями. Выделяются методы: убеждения, упражнения, поощрения и косвенного воздействия на учащихся.

Воспитание автономно развитой личности предполагает формирование у человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенствованию в окружающей действительности.

Развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении – это такое воспитание человека, которое предполагает, во-первых, осознание им настоятельной необходимости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально – и социально – психологических качеств; во-вторых, стремление не останавливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего саморазвития.

Аффективное воспитание – формирование сознания и поведения посредством серии уроков по специальным учебным курсам (например, курс обучения разрешению конфликтов).

Связь с жизнью – принцип организации учебно – воспитательного процесса, реализующийся посредством связи содержания и образования с процессами экономической реформы, демократизацией, а также через политехническое образование и соединение обучения и воспитания с производительным трудом. Процесс обучения связан с жизнью также организационными формами и методами: знакомство с организацией общественной деятельности и труда, участие в трудовых процессах; знакомство с современной наукой.

Воспитательный подход – это ориентация учителя при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.

Современное общеобразовательное учреждение – важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения.

Государственная политика в области воспитания детей и молодежи нашла отражение в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 годы, утвержденной приказом Минобразования России от 18.10.1999 г. №574. Программа определила цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе. Она направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы)».

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации №2 1756-р от 29.12.2001, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса, между тем его реализация призвана повысить эффективность решения школой воспитательных задач. Усиление воспитывающей функции дисциплин школьного цикла согласуется со стратегией модернизации образования, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования.

Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов – рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь.

Реализация Основных направлений развития воспитания в системе образования на 2002–2004 гг., утвержденных приказом Минобразования России №193 от 25.01.2002 г., призвана способствовать решению ряда важнейших задач:

сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

формирование духовно-нравственных качеств личности;

воспитание патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений;

разностороннее развитие детей и молодежи; формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности; воспитание у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;.

формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;

формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.

В процессе обучения создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включающий знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Определяющее значение в разработке современного содержания образования, целей и методов воспитания имеет гуманистическая идеология, обусловливающая общую направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время.

В целях совершенствования воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации Минобразование России рекомендует педагогическим коллективам содействовать более полной реализации воспитательного потенциала содержания общего образования.

Учебно-воспитательное пространство должно обеспечивать реализацию на практике принципа свободы, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувства ответственности за ее результаты.

Организационные формы учебной деятельности школьников должны обеспечивать разнообразные способы коммуникации участников образовательного процесса в целях расширения предоставляемых обучающимся возможностей реализации собственной социально-нравственной позиции, выбора форм и видов учебной, творческой, практической деятельности.

Преподавание учебных дисциплин целесообразно строить на ряде общих принципов.

Принципы гуманизации и гуманитаризации напрямую связаны с воспитательным потенциалом уроков, способствуют правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействуют включению молодежи в диалог разных культур.

Построение школьных курсов с учетом принципа экологизации способствует развитию у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.

Принципы внешней и внутренней дифференциации предполагают выявление и развитие у школьника склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности; предоставление обучающимся возможности выбора ряда учебных дисциплин или возможности работать на разном уровне глубины освоения каждого конкретного предмета.

При организации учебного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания, развития. Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, от профессионализма педагога.

Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения. Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время содействует эффективному решению воспитательных задач. Совершенствовать технологии воспитания в процессе обучения необходимо в соответствии с возрастными особенностями учащихся, задачами становления культурного человека, осуществления преемственности между различными ступенями образования и содержанием учебных программ. Особенно актуальны сегодня игровые методики, технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьников.

Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов.

Так, филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры; в процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу, Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.

Осваивая общественные науки, школьники получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет учащимся обогатить их знания о человеке, об основных этапах истории человечества, закономерностях исторического развития России, о географической среде, об основных областях общественной жизни. Дисциплины этого цикла позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся, с обеспечением их социальной мобильностью в быстро меняющихся жизненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции. Представляется необходимым включение детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий, личное участие в социально значимой деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями и других формах социальной практики.

Одной из ведущих идей модернизации естественно-научного образования является усиление его общекультурного значения, что способствует повышению воспитательного потенциала содержания учебных программ. В процессе формирования у школьников физических, химических, биологических, географических и экологических знаний, при освоении учащимися естественно-научного метода познания необходим акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за развитие биосферы, за экологическое благополучие планеты. На уроках естественно-научного цикла можно развивать у учащихся эстетическое отношение к объектам природной среды, расширять опыт практической экологически значимой деятельности, в том числе во внеурочное время, путем включения учащихся в работу школьных лесничеств, детских экологических центров, в игровые экологически ориентированные программы детских общественных объединений и т.д.

Предметы области «Искусство» помогают реализовывать целый комплекс воспитательных задач. Дисциплины этого цикла направлены на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран, умение понимать и оценивать творения художников разных эпох. Воспитание учащихся в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры позволяет приобщать их к духовно-нравственным ценностям. Знания по философии, религии, искусствоведению помогают ученику формировать собственное мировоззрение. Знакомство школьников с разными видами искусств, живописью, музыкой, архитектурой содействует воспитанию личности, готовой участвовать в диалоге культур, бережно относящейся к богатствам цивилизации, к собственной национальной культуре. В целях совершенствования воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации Минобразование России рекомендует педагогическим коллективам содействовать более полной реализации воспитательного потенциала содержания общего образования.

Учебно-воспитательное пространство должно обеспечивать реализацию на практике принципа свободы, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувства ответственности за ее результаты.

Организационные формы учебной деятельности школьников должны обеспечивать разнообразные способы коммуникации участников образовательного процесса в целях расширения предоставляемых обучающимся возможностей реализации собственной социально-нравственной позиции, выбора форм и видов учебной, творческой, практической деятельности.

При подготовке и переподготовке педагогических кадров следует направлять усилия на формирование у педагогов позиции воспитателя, которая заключается во внутренней психологической установке на решение воспитательных задач, на формирование представлений о воспитывающем влиянии собственной личности на социально-нравственное становление ученика. Учителю необходимы знания о сущности, содержании, критериях эффективности воспитательного процесса, методах воспитания и навыках практической реализации воспитательных технологий.

Современная школа призвана сохранять и развивать многообразие содержания и форм воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении, формировать ценностно-идеологическую общность участников образовательного процесса, основанную на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров, характерных для российской культуры; в работе с детьми и подростками важно преодолевать декларативность общечеловеческих ценностей и обеспечивать поэтапное освоение их детьми – от привития им любви к своей Родине до формирования планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли.

Реализация воспитательного потенциала образовательного процесса позволит создать в образовательном учреждении благоприятную воспитывающую среду, оформить целостную воспитательную систему и качественно повысить уровень готовности выпускников школы к жизненному самоопределению.

Полезная информация:

Урок как форма организации учебного процесса в школе
Отсутствие интереса к уроку, или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже там, где отсутствуют истинные элементы трудности. (М.С. Громбах). Урок - динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимо ...

Теория учебной деятельности
Для того, чтобы быть успешной, т. е. приводить к научению при минимальных затратах усилий и средств со стороны обучающего и обучаемого, учебная деятельность должна соответствовать следующим основным требованиям: - быть как для обучающего, так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом, ...

Логические методы познания
К логическим методам познания относятся: анализ, синтез, сравнение, аналогия, абстрагирование, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция, классификация и др. Логические методы познания особенно необходимы при отыскании решения задач. Рассмотрим, например, следующую задачу: «Определить площадь че ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru