Констатирующий эксперимент проводился на базе 2 учреждений: МОУ
“ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7” Советского района г. Красноярска и МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 91” Советского района г. Красноярска c 1 октября по 9 октября 2008 года.
В МОУ СОШ № 7 количество учащихся в начальной, основной и средней школе составляет 1235 человек, из них 439 учащихся начальной школы. Логопункт действует с 2003 года. В этом учебном году зачислено 25 учащихся
1 класса, 6 учащихся 2 класса, 4 третьеклассника и 2 детей 4 класса. Среди них дети с различными речевыми нарушениями: ФН, ФФН, ОНР, дисграфией, дислексией.
В МОУ СОШ № 91 логопункт действует с 2004 года. Из 82 первоклассников, 51 ребенок имеет различные речевые нарушения. На логопункт школы зачислен 41 первоклассник, с такими нарушениями речи как ФН, ФФН, ОНР, дисграфия, дислексия.
В исследовании приняло участие 10 учащихся 1 класса школы № 7 и 10 учащихся 1 классов школы № 91.
Контрольную группу составили 10 учащихся МОУ СОШ № 91 г. Красноярска, имеющие ОНР 3 уровня, из них 70 % (7 человек ) с неосложненным вариантом ОНР, и 30 % (3 ребенка) с ОНР при дизартрии.
100 % (10 человек) 7- летнего возраста, из которых 30 % (3 человека ) девочки и 70 % (7 человек) мальчики. 90% (9 человек) посещали ДОУ общеразвивающего вида и 10 % (1 ребенок) ДОУ компенсирующего вида для детей с туберкулезной интоксикацией. При поступлении в 1 класс психологом было проведено исследование готовности к школьному обучению и уровня психомоторного развития детей. 40 % (4 человека) показали высокий уровень готовности, 60 % (6 детей)- средний уровень; уровень психомоторного развития у 40 % (4 ребенка) находился на достаточном уровне сформированности, а у 60 % (у 6 человек) на недостаточном. 60 % детей (6 человек) из благополучных полных семей, 30 % (3 ребенка) из благополучных неполных и 10 % (ребенок) из неблагополучной семьи. 40 % детей из группы (4 человека) соматически ослабленные, имеют хронические заболевания.
Экспериментальную группу составили 10 учащихся 1 классов МОУ СОШ
№ 7 г. Красноярска. Из 100 % детей (10 человек) с ОНР 3 уровня, 80 % (8 человек) с неосложненным вариантом ОНР, а 20 % (2 ребенка) с ОНР при дизартрии. 90 % (9 человек) 7- летнего возраста и 10 % (1 ребенок) 6 лет, 50 % (5 человек) из которых девочки и 50 % (5 детей) – мальчики. 100 % детей (10 человек) посещали ДОУ общеразвивающего вида. В результатах обследования психолога при поступлении в школу у 40 % (4 человека) был отмечен высокий уровень готовности к школьному обучению, у 50 % (5 детей) – средний, а 10 %
(1 ребенок) показал низкий уровень готовности. У 40 % (4 человека) психомоторное развитие находилось на достаточном уровне и у 60 %
(6 детей)- на недостаточном. 80 % детей (8 человек) детей группы из благополучных полных семей, 20 % (2 ребенка) из благополучных, но неполных. Хронические заболевания имеют 30 % детей (3 человека).
Исследование начиналось с предварительной беседы с педагогами и учащимися, с наблюдения за детьми в процессе их учебной деятельности. Исследование проводилось в знакомой обстановке, после учебных занятий в форме индивидуального собеседования. Задания предъявлялись в спокойном неторопливом темпе.
При необходимости учащимся оказывалась дифференцированная помощь в зависимости от степени и характера затруднений: стимулирующая - повторение и уточнение инструкции, привлечение внимания, поощрение, активизация деятельности; организующая - в виде наводящих вопросов, пояснений, приведение аналогичных примеров.
Для констатирующего эксперимента были использованы задания, представленные в работах Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной, Л. А. Брюховских, О. Б. Иншаковой, Г. А. Поповой. [ 15, 11, 2, 1 ]
Констатирующий эксперимент включал 2 блока заданий: 1 блок- обследование понимания предлогов, включающий 3 задания, 2 блок- употребление предлогов, включающий также 3 задания.
Методика исследования:
1 блок. Обследование понимания предлогов.
1 задание. Понимание предложных конструкций с обозначением места.
Стимульный материал: картинки с изображением двух предметов в различных пространственных соотношениях.
Инструкция: Послушай внимательно и покажи картинку, на которой это нарисовано.
1- в ящике бочонок;
2- ящик за бочонком;
3- на бочонке ящик;
4- бочонок перед ящиком.
Критерии оценки: 3 балла – точное понимание;
2 балла - сделано после стимулирующей помощи;
1 балла - длительный поиск картинки, организующая помощь
0 баллов - не справился.
2 задание. Понимание конструкций с предлогами, отражающими пространственное расположение предметов.
Стимульный материал: картинка с изображением двух предметов в различных пространственных соотношениях.
Полезная информация:
Методика решения количественных задач
Решение сложных количественных задач на уроке складывается обычно из следующих элементов: чтения условия задачи, краткой записи условия и его повторения, выполнения рисунка, схемы или чертежа, анализа физического содержания задачи и выявления путей (способов) ее решения, составления плана решения и ...
Особенности распознавания семантически далеких значений
Следующая группа заданий была направлена на исследование распознавания семантически далеких значений. С заданиями данной группы большинство детей как экспериментальной, так и контрольной группы справились хорошо за исключением группы слов "трамвай, метро, дворник". Затруднения вызывало то ...
Речевые разминки
Снежный ком. Один ученик произносит слово по какой-то установленной теме. Следующий повторяет это слово и добавляет свое и т.д. Угадай. Ведущий демонстрирует действие, не называя его. Задача остальных - угадать движение и назвать его по-английски. Любопытный незнайка. Один ученик задает всевозможны ...