репродуктивный
проблемный
исследовательский
Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК бессмысленно.
Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом плане более оправданным является применение проблемного и исследовательского методов.
Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.
Исследовательский метод обучения с применением ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т.е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.
Компьютерные модели имеют ряд серьезных преимуществ перед моделями других видов в силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на ПК позволяет замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или просто невозможных в реальном мире.
Общие принципы организации обучения с применением ПК
Эффективное обучение с применением компьютерной техники базируется на следующих общих принципах и выводах по ним:
Общие принципы |
Выводы |
Активное участие обучающегося в учебном процессе |
Максимально содействовать активизации обучающегося |
Постоянное проведение личного анализа ситуации обучающимися в процессе обучения |
Избегать использования стандартных схем анализа, менять задачи и ситуации на различных стадиях обучения |
Наличие сигналов обратной связи в учебном процессе |
Сообщать обучающемуся о результатах его действий в каждой конкретной ситуации |
Наличие быстрой обратной связи в учебном процессе |
Обеспечивать по возможности мгновенную обратную связь |
Отказ от поведения, не дающего положительного результата |
Подавлять нежелательные варианты действия, не подтверждая их. |
Постоянное повторение пройденного материала. |
Практиковать и подтверждать способы действий, даже если они уже были продемонстрированы однажды. |
Индивидуализация количества и последовательности подтверждений действий в процессе обучения. |
Подбирать способы подтверждения индивидуально. |
Учет индивидуальных особенностей обучающегося к восприятию внешних условий в зависимости от его состояний и настроения. |
Применять приведенные выше принципы не жестко и однозначно, а гибко. |
Полезная информация:
Принципы, формы и методы и специфические особенности социально - педагогической
работы в учреждениях начального профессионального образования
Принципами социально-педагогической работы с данной группой клиентов являются: целеустремленность, систематичность (процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения вс ...
Командно - игровая деятельность
Место использования командно-игровой деятельности в учебном процессе при изучении каждой темы зависит: от цели учебной деятельности (деятельность, направленная на повторение ранее изученного материала и на усвоение нового материала применяется на начальном этапе; деятельность, направленная на закре ...
Задачи дифференцированного обучения
Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи: 1) обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения знаний и умений; 2) симулировать развитие познавательной самостоятельности школьников; 3)содействовать выравниванию знаний и у ...