Сенсорное развитие—чувственная основа умственного и математического развития детей

Образование и воспитание » Развитие математических представлений у дошкольников » Сенсорное развитие—чувственная основа умственного и математического развития детей

Страница 2

Сочетание индуктивного и дедуктивного методов способствует наиболее высокому умственному развитию детей. Не всегда следует ставить ребенка в позицию «первооткрывателя», вести его в обучении от накопления единичных конкретных знаний к выводам и обобщениям. Ребенок должен научиться овладевать и готовыми знаниями, накопленными человечеством, ценить их, уметь пользоваться ими для анализа своего опыта, для анализа фактов и явлений окружающей его жизни. Например, на определенном этапе мы знакомим детей с четырехугольником и его основными признаками (четыре стороны, четыре вершины и четыре угла). Но в опыте детей имеются знания о квадрате, прямоугольнике. Важно, чтобы ребенок воспринял четырехугольник как более общее, широкое понятие. Обращаясь к опыту детей, мы, с одной стороны, предлагаем им самим найти и назвать те из знакомых фигур, которые обладают аналогичными признаками (четыре стороны, четыре вершины и четыре угла) и могут быть отнесены к четырехугольникам, а с другой — отыскать предметы или части предметов, имеющие четырехугольную форму; подобная конкретизация углубляет знания детей о четырехугольнике.

Аналогично протекает и ознакомление детей с многоугольником и его общими признаками. Конкретизируя знания о многоугольнике, дети показывают и называют треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции, ромбы разных размеров. Таким образом все эти фигуры включаются в понятие многоугольника. Многоугольник как бы надстраивается над всем разнообразием фигур, ограниченных замкнутыми ломаными линиями (правильных и неправильных, больших и маленьких).

Следовательно, необходимо пользоваться разными способами, чтобы развивать мысль детей; учить их применять метод индукции и дедукции, подводить к пони манию единства общего и единичного, абстрактного и конкретного. Овладевая исторически сложившимся общественным опытом, дети познают систему эталонов: для цвета — цвета спектра, для звуков — гаммы, для барических ощущений — меры веса и т. д. Знание эталонов позволяет видеть богатство и разнообразие окружающего мира, помогает активному восприятию и обследованию свойств и качеств объектов окружающей среды. Мир предстает перед ребенком в богатстве форм, красок, разнообразии размеров и количеств.

Обучение в детском саду должно обеспечить не только сообщение детям знаний, но и развитие у них умственных способностей, механизмов умственной деятельности, что облегчает переход от эмпирических знаний к понятийным.

Эти принципы положены в основу «Программы воспитания в детском саду».

За последние годы программа детского сада в области математических знаний стала значительно более разносторонней: введены разделы ознакомления детей с пространственными и временными отношениями; со способами измерения дискретных и непрерывных величин, различных видов протяженности, веса, вместимости сосудов; ознакомление с отношением части и целого и т.д. Все это способствует умственному развитию детей и успешной подготовке их к школе.

Значение подготовки состоит не столько в полном соответствии знаний, предусмотренных программами первого класса школы и детского сада (как часто неправильно полагают), сколько и умственном развитии детей. Обучая детей элементам математики, воспитатель должен приучать их логически мыслить, развивать их речь. Но главное — он должен знать предмет науки, с элементами которого знакомит детей.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Общие принципы физического воспитания
К общим принципам физического воспитания относятся принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой; принцип всестороннего развития личности; принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Принципом связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой с ...

Введение новых учебных программ, планов, методов
В 1923-1925 годах были составлены под руководством научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУСа) новые программы, получившие название «Программы ГУСа». Это были не предметные, а комплексные программы. Борясь с имевшимся в старой школе отрывом теории от практики, авторы програм ...

Актуализация познавательной деятельности учащихся
В активизации познавательной деятельности учащих­ся большую роль играет умение учителя побуждать сво­их учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. В средних и старших классах этот прием служит действ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru