Словообразование представляет собой, с одной стороны. Особый путь развития словаря, одно из средств пополнения словарного запаса языка, с другой – оно является составной частью морфологической системы языка так как словообразование происходит путём соединения, комбинирования морфем.
В процессе формирования словообразования у детей с ОНР необходимо основное внимание уделять организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения её значения. Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.
Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словообразования:
Первый этап – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Существительные:
образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.
Глаголы:
дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида, образование глаголов совершенного вида с помощью приставок, несовершенного вида – с помощью суффиксов -ива-, -ыва-, -во- (мыла – вымыла, убирает – убирала, умыть - умывать);
дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
Прилагательные:
образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.
Второй этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
Существительные:
образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-;
образование существительных с суффиксом -ниц- со значением вместилища (сахарница);
образование существительных с суффиксами -инк- (пылинка), -ин- (виноградина).
Глаголы:
с приставками в-, вы-, на- ;
пространственного значения с приставкой при-.
Прилагательные:
образование притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий);
образование относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-;
образование качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.
Третий этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Существительные:
образование названий профессий.
Глаголы:
пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до- Прилагательные:
образование притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий);
образование относительных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-;
образование качественных прилагательных с суффиксами –оват-, -еньк-.
При формировании словообразования широко используется приём сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
сравниваются родственные слова, определяется, чем сходны и чем различаются эти слова.
В процессе сравнения делается упор на семантику, значение морфемы. Для сравнения звукового состава однокоренных слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.
Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования
Назови ласково
Цель: образование уменьшительно-ласкательных существительных.
Описание игры: логопед предлагает пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и её можно назвать "куколка". Все предметы для куколки маленькие, поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, тарелочка, ложечка, вилочка и т.д.).
Как зовут детёныша?
Цель: закреплять образование названий детёнышей животных.
Оборудование: картинки с изображением животных и их детёнышей.
Описание игры: педагог раскладывает картинки с изображением животных и их детёнышей и говорит: "Вышли на полянку разные животные (выбирает картинки с изображением взрослых животных и раскладывает их на столе). Каждая мама позвала к себе своего детёныша. Назовите животных и поставьте их с мамой". Дети подбирают картинки с изображением детёнышей животных. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали картинки.
Чьи хвосты?
Цель: закрепить образование притяжательных прилагательных.
Описание игры: логопед рассказывает сказку.
– Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнёс их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно назвать и ответить на вопрос: "Чей это хвост?" Например, хвост зайца надо назвать "заячий хвост".
Полезная информация:
Проблемы и тенденции развития учреждений для детей
и подростков
Кризис в экономической, политической и социальной жизни страны не мог ни отразиться на системе воспитания. Он поставил перед ней ряд немаловажных проблем, охарактеризовать которые мы и постараемся в этом параграфе. Конечно, основными социальными институтами, формирующими личность ребенка, являются ...
Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к понятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали ...
Выбор методов обучения
Выбор методов обучения не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд, и то неспециалисту, может показаться, что учитель выбирает методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень стеснен в определении путей достижения цели. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, сл ...