Для решения задач данного направления в разделе теоретической подготовки у детей необходимо формировать знания и умения в области гигиены, медицины, физической культуры, туризма.
Таким образом, наиболее целесообразно включать в основные организационные формы физического воспитания дошкольников доступные средства и формы туризма для развития общей выносливости: ходьбу, бег, ходьбу на лыжах, подвижные игры туристской направленности. При этом желательно организовывать туристские занятия в ближайшей природной среде, учитывая приспособительные реакции организма ребёнка к физической нагрузке.
Семейные туристические походы оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха и разнообразной двигательной деятельности. Совместные походы и поездки способствуют укреплению семьи. Формируют у детей положительные нравственные качества, они расширяют кругозор ребёнка, формируют первичные представления об истории родного края. С приобретением опыта походной жизни у детей формируются первоначальные навыки выживания в природной среде. У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля.
Таким образом, семейный отдых в виде туристических прогулок и походов имеет ряд компонентов, один из которых - физкультурно-оздоровительный.
Туризм - особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познания и общение.
Туристический поход - форма организации туристской деятельности, предусматривающей преодолением достаточно высоких физических нагрузок, связанных с длительным передвижениям по маршруту, овладение специальными прикладными знаниями, навыками и их использование.
Туристическая прогулка - форма организации туристской деятельности, предполагающая кратковременное пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками.
Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с 3-4 летнего возраста. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке. Следующим этапом могут быть однодневные туристские прогулки в лес.
Прежде чем отправиться в поход, необходимо тщательно подготовиться. Готовность к походу определяется при наличии группового и личного снаряжения. В походе в связи со значительной физической нагрузкой требуется калорийное и полноценное питание. Рацион питания определяется видом похода, его продолжительностью и возрастом детей. Нужно определить цели похода и маршрута. Обычно ставятся следующие цели:
Оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, укрепление иммунитета к простуде и инфекционным болезням, эмоционально-психологическое оздоровление).
Спортивно-тренировочное (повышение спортивной квалификации, физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий. Тактике действий в экстремальных ситуациях, подготовка к участию категорийных маршрутах).
Познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями).
Развлекательные (игры, лотереи, соревнования, конкурсы поваров, знатоков природы, музыкальные).
Практические (сбор грибов, ягод, ловля рыбы).
Эстетико-романтические (художественно-творческая деятельность на природе: рисование, сочинительство, встрече и общение с друзьями).
Сборы в поход можно превратить в увлекательное мероприятие-игру, в которой каждый знает свою роль и творчески реализует её. Семьи, в которых сложились определённые туристские традиции могут проводить увлекательные самодеятельные туристские слёты, праздники на природе.
Лыжные прогулки с дошкольниками организуются с учетом возможностей детей и погодных условий. Необходимо соблюдать два условия: первое – уровень овладения ходьбой на лыжах. Если у ребенка небольшой «лыжный» опыт, то лучше совершенствовать его во дворе, в ближайшем к дому парке до тех пор, пока он не овладеет свободным скользящим шагом по лыжне, не научиться делать повороты, тормозить, подниматься на небольшие склоны. Второе условие – правильный подбор лыж, палок и креплений. высота лыж для дошкольника равняется росту ребенка. Палки не должны доходить до уровня плеч на 3-5 см и иметь удобные ременные петли, в которые легко проходят руки ребенка в рукавицах.
Полезная информация:
Разработка и проведение эксперимента по обучению детей счету
Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков счета включает в себя несколько этапов: - подготовка проведения эксперимента; -констатирующий срез по выявлению уровня сформированности счетных навыков у детей среднего дошкольного возраста; - формирующий ...
Место силовых упражнений в системе физического воспитания школьников
Известно, что развитие силы влияет не только на все стороны физической подготовки, но и имеет большое прикладное значение. Силовой компонент присутствует в любых видах спорта и поэтому развитию этого физического качества должно уделяться большое внимание, особенно при подготовке молодых спортсменов ...
Определение, симптоматика стёртой дизартрии
Стёртая дизартрия одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте нарушений речи. Ведущими в структуре данного речевого дефекта являются нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и к ...