Общая характеристика семейного досуга как сферы жизнедеятельности семьи

Образование и воспитание » Организация семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста » Общая характеристика семейного досуга как сферы жизнедеятельности семьи

Страница 2

Одной из сфер жизнедеятельности, где наиболее плодотворно могут решаться задачи сохранения здоровья населения, является досуг.

Досуг – важнейшая составляющая семейной жизни для создания хороших внутрисемейных отношений. В семье необходим глубокий эмоциональный и духовный контакт с каждым членом семьи. Для создания дружеского, доверительного общения между всеми членами семьи важно создать атмосферу, в которой наиболее полно могли бы удовлетворяться разнообразные духовные запросы и потребности взрослых и детей. Здоровая и интересная организация свободного времени взрослых и детей укрепит и сплотит семью. Досуговые формы работы в семье научат ребенка интересоваться всем происходящим вокруг, самостоятельно мыслить, творить.

Досуг – немаловажное психотерапевтическое средство при разрешении семейных проблем. Выбранные интересные формы проведения свободного времени помогают снять напряжение, исправить плохое настроение, ликвидировать конфликт в семье. Досуговые формы способствуют родителям в передаче сыновьям и дочерям накопленных знаний, нравственных и культурных ценностей, важнейших норм и образцов поведения, традиций семьи.

Именно здесь может быть обеспечена активизация социальных механизмов охраны здоровья и пробуждение личностной инициативы индивида в самосохранении на основе выбора благоприятствующего образа жизни и разнообразных форм досуга. В качестве одной из важнейших проблем современной семьи выступает организация её свободного времени, которая включает в себя семейный досуг.

Физкультурно-оздоровительный досуг детей в семье чрезвычайно разнообразен. В основном он связан с проведением семейных торжеств, запланированных и неожиданных событий (победа в соревнованиях, выпуск из детского сада и т.д.). Кроме того, потребность в общении и совместных занятиях возникают ежедневно в вечерние часы, когда вся семья собирается после работы, а также в выходные дни.

Здоровье дошкольников во многом определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребёнка в семье.

Фактором, который, по мнению родителей, имеет самое действенное значение в физическом воспитании дошкольников, является личный пример взрослых. К сожалению, родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми для обеспечения ребёнку нормального развития и испытывают трудности.

Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье, где царит любовь и взаимопонимание, могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

В последние годы наравне с термином «рациональное использование свободного времени» всё чаще употребляется понятие «культура свободного времени». Каждый человек должен обладать хотя бы элементарной культурой свободного времени. Это значит, что свободное время необходимо заполнять разнообразными занятиями, которые приносят максимальную пользу как конкретному человеку, так и обществу.

На современном этапе проблемы семьи приобретают особую значимость. Статистика разводов, стрессовых состояний взрослого населения, вызванных конфликтными ситуациями в семье, рост детской преступности, наркомании, бродяжничества свидетельствуют о кризисном положении современной российской семьи, о наличии в ней дисфункциональных нарушений, снижающих уровень ее адаптивности, то есть способности противостоять нежелательным воздействиям окружающей среды.

Несмотря на большое количество исследований в области физической культуры и спорта, проблемы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с семьями требуют своего дальнейшего рассмотрения. В частности, практически неосвещенными остаются вопросы методики укрепления семейных взаимоотношений средствами физической культуры.

Между тем кризисное положение современной российской семьи и характерное для настоящего времени пассивное отношение большинства населения к физкультурным занятиям (Е.П. Кокорина, 2000; Л. Голубева, 2001) диктуют необходимость поиска новых способов внедрения физической культуры в повседневную жизнь семьи, нахождения таких форм и методов педагогического воздействия, которые смогли бы обеспечить полное использование гуманистического потенциала физической культуры, способного оказать существенную помощь в решении одной из центральных проблем современного общества — проблемы укрепления семейных взаимоотношений.

Результаты исследований и жизненная практика показывают, что значительное количество людей, особенно молодых, не знает, как с наибольшей пользой и интересом для себя и окружающих проводить своё свободное время. Оно не планируется, а намечаются лишь отдельные мероприятия, проведение отпуска. В целом в структуре его преобладают досуговые занятия развлекательного, восстановительного характера. Содержательно проводить свободное время, развивать способности личности помогает досуговая квалификация. Это значит, что каждый должен хорошо овладеть навыками различных занятий, выполняемых только в свободное время (например, фото делом, игрой на музыкальном инструменте, коллекционированием, занятием каким-либо видом физкультуры и спорта и т. п.). В рационально организованном свободном времени не может быть места пустому времяпровождению, то есть тем видам занятий, которые не развивают личность, а лишь препятствую её развитию (азартные игры, домино, ничегонеделание и т. п.)

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Основные этапы дифференциации и интеграции туристско экологического образования в СОШ им. С. Жаксыгулова Таскалинского района
«Правильно поставленная работа позволяет обеспечить связь между предметами, дать возможность учащимся применить свои знания на практике, воспитывать положительные и устранять отрицательные черты характера, дать азы экологической грамотности. Кроме того, как все формы работы с молодежью, экспедицион ...

Принципы организации внеклассной работы по русскому языку
В основе организации внеклассной работы по рус­скому языку в национальной школе, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принци­пы научности, доступности, систематичности и после­довательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемств ...

Систематизация педагогического опыта по проблеме контроля знаний и умений учащихся
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с оп ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru