Классическая группа обеспечивает на уроке подлинно творческую деятельность. Ее осуществляют либо учитель, либо ученик сам, либо они вместе. Но проблемный монолог ученика – редкий случай. Поэтому из классических методов наиболее эффективен побуждающий диалог, который развивает речь и творческие способности учащихся.
«Сокращенная» группа методов представляет собой подводящий диалог, при котором учитель пошагово приводит учеников к формулировке темы или знания.
В рамках образовательной системы «Школа-2100» в учебно-методические комплекты технология проблемного диалога уже заложена. Пользуясь учебником и методическими рекомендациями учитель может подготовить и успешно провести проблемно-диалогический урок.
При подготовке к уроку русского языка по данной программе и при анализе урока необходимо иметь в виду основную особенность курса – его непрерывность, поскольку в содержании работы прослеживаются одни и те же содержательно-целевые линии развития средствами предмета и в начальной и в основной школе.
- овладение функциональной грамотностью.
- дальнейшее овладение родными навыками различных видов устной и письменной речи.
- овладение умениями и навыками понимания и анализа текстов различных видов.
- раскрытие для детей культурологического и воспитательного потенциала родного языка.
- формирование «общелингвистической компетенции».
- формирование чувства языка.
Структура урока строится в соответствии с типом урока.
Вот схема урока объяснения нового материала.
Оргмомент.
Пятиминутка чистописания.
Самодиктант, взаимодиктант или словарный диктант.
Мотивация: введение в тему. Формирование познавательной цели и темы урока (возможно в конце урока или по ходу урока).
Зрительное восприятие нового материала: в течение упражнения, в таблице.
Актуализация темы, создание проблемной ситуации.
Открытие новых знаний.
а) Постановка проблемы.
б) поиск решения (гипотезы, побуждающий диалог).
в) использование вопросов учебника в целях систематизации нового материала.
г) самостоятельное формирование правила
д) сравнение учащимися собственные формулировки предложенной в учебнике.
Воспроизведение нового знания в формах.
Практическая часть - начало формирования умений.
Итог урока. Мини-опрос с обобщением новых сведений. Называние умений, которые развивались у учеников в ходе выполнения упражнений.
Домашняя работа может быть дифференцированной с использованием «Дидактического материала».
Основные направления работы на уроке чтения таковы:
- формирование и совершенствование техники чтения вслух (правильность чтения, интонирование, скорость чтения) и про себя (правильность, осознанность, скорость чтения)
- обучение приемам понимания прочитанного;
- создание условий для эстетического и эмоционального переживания прочитанного.
- практическое ознакомление с некоторыми теоретико-литературными понятиями.
- обучение элементам литературоведческого анализа текста.
- развитие умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, слушания, говорения, письма.
Специалист должен быть знаком с технологией работы с текстом на уроке чтения. Об этом учителя могут прочитать в журналах «Начальная школа до и после», главным редактором которого является Бунеев Р.Н.
Изучение учителем данной технологии и применение её приносит, свои результаты. Ребята творят чудо, встречаясь с чудом на уроке.
Этапы урока математики в технологии Л.Г. Петерсон.
Орг. момент.
Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
Постановка проблемы урока.
Открытие детьми нового знания.
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Повторение, закрепление ранее изученного материала и решение нестандартных задач.
Итоги урока. Рефлексия.
По ходу урока учитель и ученики действуют как равноправные партнеры (определяют цель, составляют план, осуществляют поиск решения проблемы). Учитель, ведя беседу, внимательно прислушивается к выступлениям учеников, дает возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует точке зрения учителя.
Новые подходы требуют «нового оценивания. Этого требуют современные реалии, заказ общества и государства.
Полезная информация:
Условия эффективного формирования здорового образа жизни
Нами выделены следующие социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни у подростков в общеобразовательной школе: во-первых, создание благоприятного психологического климата среди подростков; во-вторых, создание активной творческой обстановки подростков; в-третьих, пропаганда з ...
Методические возможности Интернет-ресурсов и приёмы
работы с ними на уроке литературы
Один из исследовательских методов, используемых в дипломной работе, обобщение опыта работы учителей-словесников. В данном параграфе описана работа учителя русского языка и литературы МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 35" г. Саранска Ивановой Юлии Вениаминовны. Ее методическое кредо ...
Особенности системы довузовской подготовки в России
на современном этапе
Термин «довузовская подготовка» начинают активно использовать в педагогической литературе в период реформирования системы высшего профессионального образования России в 90-е годы ХХ века. В широком смысле термин «довузовская подготовка» употребляется для обозначения совокупности образовательных учр ...