Совершенно очевидно, что кроме озлобления, зависти и досады такое неравенство в отношении к детям ничего не приносит. При этом дети «нелюбимые» нередко стремятся использовать привилегированное положение любимчика для достижения тех целей, к которым прямо идти они могут. Истории с любимчиками имеют ряд вариантов. Так, мы знаем семьи, где у отца один ребенок любимый, у матери другой. Неравное отношение к детям грубо нарушает самые основные принципы воспитания. Не менее вредно сказывается разнобой во взглядах и требованиях отца и матери. Отец желает воспитывать ребенка в строгости и подчинении, мать, наоборот, чрезмерно балует ребенка.
Не меньшим злом является чрезмерная избалованность детей, которая приводит к распущенности и эгоизму. Чаще всего с таким явлением мы встречаемся также в семьях с единственным ребенком. Удовлетворить пресыщенного удовольствиями маленького повелителя с каждым днем становится все труднее и труднее, и ребенок начинает искать утешения в нездоровых развлечениях и забавах. Он мучит животных, озорничает, но больше всего упражняется в издевательствах над своими домашними.
Видя ребенка постоянно недовольным и капризным, взрослые ищут причину его нервозности в утомлении. Они хотят избавить его от лишней нагрузки и доходят порой до того, что сами выполняют за ребенка заданные ему в школе уроки. Под всяким предлогом разрешают пропускать занятия и не ходить в школу. Такая неразумная заботливость приводит к еще большей распущенности ребенка. Разрушает авторитет школы и губит всякие основы дисциплины.
Благодарен ли такой ребенок взрослым за их работу, уход и внимание, ценит ли, уважает ли он свою семью? Нет, он ее не ценит, так же как не ценит дорогих игрушек. Взрослые лишь выполняют свою обязанность – так он расценивает заботы родных. И когда этот мальчик, развившись умственно, посмотрит трезво на свою семью, он тем более не сможет уважать и любить ее. Если же он не осознает всего уродства полученного им домашнего воспитания, то так и останется «маленьким сынком», которого никто не любит в школе и который ни с кем из товарищей подружиться не может. В результате может вырасти оторванный от общества, лишенный друзей и товарищей, одинокий в жизни человек, с безрадостным детством без каких бы то ни было стремлений и идеалов в юности, утомленный и разочарованный жизнью в 16-18 лет, черствый эгоист и скептик.
К счастью, школа, с ее здоровыми товарищескими отношениями, с ее кипучей учебной и общественной жизнью, чаще всего резко встряхивает такого баловня и воспитывает в нем другие качества. Однако в этом случае ребенок переживает резкую ломку в своих отношениях к близким, еще резче выступает разница между школой и домом, от которого он начинает удаляться тем скорее, чем скорее привыкает к школе.
Во многих семьях ребенок после школы обычно бывает предоставлен самому себе. Короткие встречи родителей с ребенком обычно проходят в ласках и играх. Вся воспитательная ценность семьи, ведущей разнообразную трудовую и общественную жизнь, сведена на нет. Свое невнимание к детям такие родителя объясняют обычно чрезмерной занятостью производственной и общественной жизнью. Ребенок предоставлен себе или соседке – «она за ним присмотрит». А что он делает – это вообще родителей мало волнует. Они уверены в том, что ребенок чем-то занят, как-то и с кем-то играет, наверное, что-то читает и где-то гуляет. Никакие ссылки на занятость производственной и общественной работой не могут оправдать невнимания родителей к воспитанию детей.
Полезная информация:
Функции Совета школы
В создании творческой атмосферы и здорового психологического микроклимата в школе огромная роль принадлежит совету школы. Его функции и содержание работы регламентируются специальным Положением о совете средней общеобразовательной школы. Высшим руководящим органом школы является общешкольная конфер ...
Цели, задачи и направления деятельности педагога-психолога
Целью деятельности педагога-психолога образовательного учреждения является: осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития)
на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения. Задачи деятельности педагога-психоло ...
Составляющие ЗОЖ младших школьников
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Но несмотря на большую ценность, придаваему ...