Самым важным является тщательное рассмотрение всех факторов и мнений в ходе разработки, обновления и адаптации учебных планов. Почему? С тем, чтобы избежать последующих разочарований на счет педагогической, правовой и технико-экономической обоснованности созданных проектов.
Итак, на практике процесс разработки плана на национальном уровне никогда не начинается на пустом месте. Обычно уже существуют смежные образовательные программы и учебные планы, которые используются в качестве базового материала, подлежащего обновлению.
Исключение составляют новые профессии или совершенно новые типы образовательных стандартов, учебных планов и программ.
Для разработки нового плана идеальным является поэтапный метод (шаг за шагом). Те же самые этапы могут использоваться для периодического обновления уже существующего плана. Этот процесс представлен в виде циклической диаграммы.
Цикл повторяется с периодичностью, зависящей от результатов оценки. Начало процесса обновления может быть в любой точке цикла, но обычно стартовой точкой является №10: оценка процесса в целом.
Следует изучить отчеты об оценке. В начале проектирования плана поставленные цели представляются зачастую слишком амбициозными, что чревато значительными последствиями.
Рис. 14. Этапы деятельности
Также может иметь место обновление правовой базы, актуализация интереса, потребность в зарубежном опыте. Может измениться политическая структура или возникнуть потребность во введении нового образовательного метода.
Необходимо сначала спроектировать профессиональные профили и затем пересмотреть конечный профиль нового учебного плана. Эти и другие источники могут внести новый аспект в разработку плана. Нужно принять решения о том, какие изменения следует включить в новый цикл разработки плана.
За формулировкой или обзором задач (параметров изменений) следует формулировка образовательных целей: от общих к промежуточным и далее — к конкретным. За основу берутся уже существующие цели. Следует только учесть масштабность изменений.
Целесообразно проанализировать и описать начальную ситуацию применительно к учащимся, преподавателям, учебному заведению, инфраструктуре и т.п.
Можно использовать прежние анализы начальных ситуаций, принимая во внимание планируемые или состоявшиеся изменения.
Содержание обучения, соответствующее целям подготовки, структурируется в соответствии с имеющейся ситуацией и уровнем характеристик обучаемых. Адаптация для модульного или дистанционного обучения может повлечь за собой серьезный пересмотр последовательности и форм представления содержания.
Выбор методов
Оптимальный метод обучения выбирается относительно целей и начальной ситуации. После принятия решения о выборе метода, желательно повторить виды деятельности 3 и 4 (рис. 14).
Организация образовательного процесса
Имея в наличии все упомянутые исходные материалы, следует разделить целостную образовательную программу на годичные циклы, на учебные программы по общим, общепрофессиональным и специальным учебным дисциплинам, предусмотреть соответствующие методики, например, для производственной практики или стажировки, а также представить проекты или темы. Нужно определить тематику каждого раздела и обосновать расчетное время.
В результате получится образовательная программа на год для каждого отделения с расписаниями для учащихся и преподавателей.
Разработка учебных материалов
Впоследствии предстоит разработать вспомогательные средства для обоих субъектов образовательного процесса. Эти средства включают:
Полезная информация:
Особенности проявления нарушений в письменной речи у детей воспитывающихся
в детских домах и у детей общеобразовательных школ
Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Важнейшими факторами развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступают неречевая деятельность ...
Влияние различных факторов на проявление силы мышц
Сила сокращения мышц зависит от многих причин, в частности от анатомического (морфологического) строения мышц. Так, мышцы, перистого строения, проигрывая в величине укорочения, выигрывают у веретенообразных мышц или у мышц с параллельными продольной оси волокнами в силе сокращения, потому что у них ...
Гигиеническая оценка кабинета иностранного языка
В классах и кабинетах школы проходит большая часть времени школьников, поэтому создание в них гигиенически полноценных условий является одним из факторов, влияющих на работоспособность и функциональное состояние детского и подросткового организма. Учитель должен знать гигиенические требования, пред ...