С большим трудом С.Т. Шацкому, В.Н. Шацкой, Н.О. Массалитиновой, А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер, А.А. Фортунатову и другим удалось возобновить работу с детьми в виде общества «Детский труд и отдых» , но кружки уже формировали не по принципу товарищества, а по интересам. Целью этого общества оставалась культурно-воспитательная работа среди подрастающего поколения Москвы.
В 1911 г. была организована в деревне, в Калужской губернии, колонию "Бодрая жизнь", которая проработала три года. В колонии дети занимались физическим трудом, ритмической гимнастикой, чтением, играми, общественной деятельностью. Большое место в жизни колонии занимало искусство: слушание музыки, хоровое пение, подготовка детских спектаклей-импровизаций, игра на музыкальных инструментах. Значительное внимание уделялось коллективным и индивидуальным формам работы. Физический труд носил организованный планомерный характер со строго налаженным учетом и контролем его результатов. Всемерно поощрялась инициатива, выдумка, практическая сметка. Наряду с развитием навыков разумного хозяйствования у детей это способствовало экономии ограниченных материальных ресурсов колонии. Девизом были слова: борясь за экономию, думай о качестве, цени время!
Другой значительной попыткой клубной работы с детьми стал "Детский уголок" М.В. Полетаевой, который продолжил свою деятельность и после революции. Работа в "Детском уголке" строилась на принципах самоуправления.
В 1914 г. Союзом клубов было создано справочное бюро, обобщившее информацию по внешкольному воспитанию.
Справочный материал
Зеленко Александр Устинович (1871 - 1953) - советский архитектор, педагог и общественный деятель. Сын профессора Военно-медицинской академии, после окончания Кадетского корпуса поступил в Петербургский институт гражданских инженеров, затем учился в Вене, работал в мастерской прославленного московского архитектора Ф.О. Шехтеля. В 1903 г. поехал в США, где более двух лет работал на стройках. По возвращении предложил Л.К. Шлегер создать в Москве, используя опыт американских общественных и кооперативных организаций, образовательно-воспитательный и оздоровительный комплекс для подростков из рабочих семей, что и было осуществлено им совместно с С.Т. Шацким. Зеленко - автор оригинального проекта и руководитель строительства особняка для «Сетлемента» (здание сохранилось). За связь с революционным подпольем был арестован. Эмигрировал в Западную Европу, где изучал опыт многих известных педагогов, который отразил в серии статей «Современные реформаторы воспитания и образования». Возвратившись в Россию, преподавал в университете имени Шенявского, на Пречистенских курсах. Один из авторов и участников проверки экспериментальных учебного плана и программы по начальному обучению, составленных с учетом опыта американских педагогов. После октября 1917 г. вел научно-исследовательскую и педагогическую работу, был членом Государственного ученого совета Наркомпроса. По предложению Н.К. Крупской совершил поездку в США, где ознакомился с опытом организации культурно-просветительских учреждений в рамках кооперативного движения. По итогам поездки написал книги: «Современная Америка», «Детские музеи в Сев. Америке». Последние годы - научный сотрудник Института художественного воспитания АПН РСФСР, директором которого была В.Н. Шацкая.
Массалитинова Надежда Осиповна (1876 -1924) - педагог и общественный деятель. По окончании томской гимназии училась на Бесстужевских курсах, за связь с революционным подпольем была выслана на родину, в Томск, где работала в Томском обществе содействия физическому воспитанию, основанном В.С. Пирусским. По возвращении в Москву преподавала в частных гимназиях математику и естествознание, на курсах дошкольных и внешкольных работников. С 1913 г. - постоянная сотрудница С.Т. Шацкого в обществе «Детский труд и отдых» и на Первой опытной станции по народному образованию. Совместно с А.У. Зеленко написала книги: «Сборник подвижных игр» и «Площадки для подвижных игр в городах Америки, Европы и России».
Медынский Евгений Николаевич (1885 - 1957) - видный советский ученый-педагог, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук РСФСР. В 1914 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Педагогическую деятельность начал в 1911 г. - заведовал земскими школами Царскосельского уезда. В 1912 - 1915 гг. Читал курс по внешкольному образованию в Педагогической академии, читал лекции на педагогические темы в университете Шенявского в Москве, на летних учительских курсах в Уфе, Серпухове и других городах. В 1917 - 1922 гг. Работал в Нижнем Новгороде и Свердловске. С 1922 г. жил и работал в Москве. В 1944 - 1948 гг. - заведующий отделом истории педагогики АПН РСФСР, директор государственной библиотеки по народному образованию, в 1947 - 1952 гг. - член Президиума Академии педагогических наук РСФСР.
Полезная информация:
Функции директора и завучей школы
Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, как правило, имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающему необходимыми организаторскими способностями. В самом общем ви ...
Формирование личности умственно отсталых школьников в процессе трудового
воспитания
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригиру ...
Единство единоначалия и коллегиальности в управлении
Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести и ...