У большинства детей имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.
Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, недоразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.
Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических, стереотипов, аграмматизмов, несформированность связной речи.
Несмотря на то, что в дошкольном возрасте проводится коррекция речевых нарушений, к моменту поступления в школу характерным для этой категории детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество произносимых искаженно звуков. Учащиеся затрудняются в дифференциации звуков не только при произнесении, но и при восприятии на слух, что осложняет овладение звуковым анализом и синтезом слова. Недостаточная сформированность фонематических процессов, звукового анализа, а также лексико-грамматического строя речи обусловливает возникновение в письменных работах учащихся разнообразных ошибок (замены букв, их пропуски, перестановки, смысловые замены одного слова другим, искажение окончаний, неправильное употребление предлогов, пропуски слов и т.д.).
В устной речи учащиеся начальных классов используют в основном самые простые синтаксические конструкции. С помощью языковых средств учащиеся не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения, словарный запас данной группы отличается бедностью и недифференцированностью. Ограниченность словарного запаса в значительной степени определяются недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активность, недоразвитием у них познавательной сферы.
Речь, по Л.С. Выготскому представляет собой единство общения и обобщения. В связи с этим выделяются, как ведущие, коммуникативная и когнитивная функции речи . Наряду с этими основными функциями, выделяются эмотивная функция (выражение эмоций и чувств), прагматическая (выражение просьб и приказов), информативная (высказывание о фактических данных), регулирующая функция речи и другие (Леонтьев А.А., Лубовский В.И., Лурия А.Р. и др.).
Все функции речи формируются в тесной взаимосвязи. Однако, в отдельном речевом высказывании удельный вес каждой функции различен. Функции речи генетически независимы, и начало развития речи мотивировано прагматической функцией.
Информативная (символическая) функция речи развивается только после 2-х лет, а регулирующая функция речи развивается у детей еще позже.
Для детей-сирот 7-8 лет сигнал определяется эмотивной и прагматической функцией в большей степени, чем функцией информативной. Эти дети больше используют речь для коммуникации, но не для регуляции своего поведения (А.Р. Лурия).
Речь, как и любая деятельность, включает в себя три компонента (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин и др.):
речевая потребность (мотив);
операционный блок;
контрольно-оценочный блок.
У детей, воспитывающихся вне семьи, оказывается нарушенным формирование всех компонентов речевой деятельности.
Полезная информация:
Состояние лексического строя
речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Цель исследования: обследование предметного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР. Задачи: 1. Изучение психолого-педагогических особенностей детей с ОНР (II уровень). 2. Обследование сформированности словаря существительных у детей с ОНР (II уровень). Базой для нашего исследования стал МАДОУ № ...
Физиолого-гигиеническое и педагогическое обоснование двигательного режима
учениц 10-11 классов
Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах является организация двигательного режима школьники, который является неотъемлемым компонентом общего режима школы продленного дня, обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях. П ...
Методы формирования творческого потенциала личности в процессе обучения по
предмету «Технология»
Как известно, главный труд детей – учеба и для того, чтобы воспитать у учащихся творческие черты личности, нужно делать его творческим. Повышение творческой активности во многом зависит подготовки школьников к творческой деятельности. Огромную роль в этой деятельности играет учитель технологии. На ...