У Л.Н. Толстого есть книга "Круг чтения", в которой собраны мысли великих людей и самого писателя по вопросам нравственности; на каждый день месяца отводится та или иная нравственная категория. Эта книга может быть незаменимым помощником при проведении такой работы. И на протяжении нескольких лет эти словарики ведутся, дополняются, изменяются. Главная цель данной работы - создать нравственный стержень, объединяющий литературные произведения в единую систему. Важно отметить, что усилить духовно-нравственное воспитание на примере большинства литературных произведений возможно в том случае, если постоянно работать над основными нравственными категориями. Работая постоянно, учащиеся приходят к выводу об их значимости и легче выявляют проблематику и тематику произведения.
В 7 классе возвращаемся к жанру рождественского рассказа при изучении произведения О. Генри "Дары волхвов", проводится урок развития речи, на котором ведется обсуждение репродукций с картин, изображающих библейские сцены, на Рождественский сюжет. Проводится сравнительный анализ ранее изученных произведений с данным рассказом; продолжается работа с нравственными категориями: любовь, самопожертвование, дар. На уроке внеклассного чтения вводится понятие святочного рассказа, его особенностей, проводится параллель между рождественскими и святочными рассказами, изучаются рассказы Н.С. Лескова "Жемчужное ожерелье" и "Неразменный рубль" за счет уроков самостоятельного или внеклассного чтения. Обобщающей работой по данной теме стал реферат девятиклассницы по теме "Жанр святочного рассказа".
В 6 классе при изучении повести А.С. Пушкина "Метель" и обращении к теме человеческого счастья, тайны брака и супружества очень важно использовать возможность ознакомить детей с такими базовыми понятиями, как таинства, храм, супруги, счастье, которые помогут постичь всю глубину и таинственность пушкинской прозы.
В 8 классе при изучении повести Пушкина "Станционный смотритель" возвращаемся к Библии, к притчам Иисуса Христа. Подробно останавливаемся на притче о блудном сыне, а также на нравственных понятиях: прощение, покаяние.
В 8 классе также можно провести урок "Влияние Оптиной пустыни на духовную жизнь", на котором говорим об истории возникновения пустыни, старчестве, изучаем "Мудрость Оптинских старцев", рассматриваем вопрос о влиянии Оптиной пустыни на жизнь Достоевского, Гоголя, Толстого. Следующий урок - "Письмо Преподобного Оптинского старца Амвросия". Одному из учащихся 10 класса можно предложить работу над рефератом "Влияние Оптиной пустыни на творчество писателей 19 века". Самым интересным и результативным является обращения к духовно-нравственным понятиям в период изучения в 9 классе повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Появляется возможность их рассмотрения с противоположных сторон: любовь и ненависть, честь и бесчестие, верность и предательство, жестокость и милость. Разбираются понятия с одним корнем: милость, милостыня, милосердие. Говорим о понятии страсти, которые являются причиной грехопадения. В 9 классе изучаем не только "Пресвятую Богородицу" Иеромонаха Романа, но и знакомимся с его жизнью, а также другими его стихотворениями. Будет целесообразным в 9 классе на последних уроках провести читательскую конференцию, к которой учащиеся готовятся в течение месяца. Используя за основу словарь нравственных категорий, они готовят выступление по самостоятельно прочитанному произведению, рассматривая те духовно-нравственные понятия, которые затрагиваются в произведении. Дополняют свои выступления высказываниями великих людей по данному вопросу. При изучении творчества поэтов как 19 века, так 20 века необходимо включать стихотворения на библейские сюжеты (В. Брюсов, А. Ахматова, Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин и др.). Также можно проводить уроки сопоставительного анализа (притча о сеятеле и стихотворения на данный сюжет Некрасова, Брюсова). Большая проблема состоит в том, что учителя литературы порой не в силах дать оценку произведения с точки зрения православия, часто это уже сформировавшееся в советское время мнение. Помочь в этом могут книги М.М. Дунаева "В горниле сомнений", "Православие и русская литература" в 5-ти томах, о. Иоанна Маслова "Симфония", написанная по произведениям Тихона Задонского, и др. книги, в которых рассматриваются проблемы духовной жизни человека, в том числе проблемы культуры в целом. В настоящее время, когда перед учителями ставятся порой жесткие рамки, - следовать неотступно программам, по которым работают, по программам, которые часто расходятся с их морально, духовно-этическими нормами - важно, хотя бы те 30%, отданные на откуп учителю, использовать с максимальной пользой для развития духовно-нравственного воспитания учащихся.
Полезная информация:
Контрольное обследование уровня сформированности исследовательских умений у
младших школьников на уроках окружающего мира
Проведение занятий в младших классах по изучению древней Москвы по картинам А.М.Васнецова требует ИКТ поддержки. Нами для контрольного обследования была выбрана программа ЛогоМиры 3.0. ЛогоМиры – интегрированная творческая среда, среда программирования и средство для моделирования различных задач и ...
Функциональная активность человека и взаимосвязь физической
и умственной деятельности
Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, движением глазных яблок, глотанием, дыханием, а также двигательным компонентом речи, мимики. На развитие функций мышц большое влияние оказывают силы грави ...
Алгоритм командно-игровой деятельности
Алгоритм командно-игровой деятельности разрабатывается на основе анализа объекта и технологии его деятельности. Конечная цель разработки – наличие у студента системного представления об игровой деятельности, а промежуточная – построить базу, на основе которой разрабатывается план игровой деятельнос ...