История становления организаций для детей и подростков

Страница 1

В данном параграфе речь пойдет об истории становления учреждений и организаций для детей и подростков, а также о их непосредственных задачах, средствах и методах их работы на различных исторических этапах.

История создания детских общественных организаций начинается с дореволюционной России. Первые добровольные объединения подростков создаются в России еще при Николае I. С его ведома в школах и училищах создаются отряды мальчиков-разведчиков. В апреле 1909 г. в Павловске был создан первый скаутский отряд, а в 1914 г. создается Всероссийское общество "Русский скаут". К 1917 г. скаутские организации функционировали в 143 городах России и насчитывали 50 тыс. ребят. Однако массового распространения скаутское движение в России не получило, хотя ставило оно благородные задачи воспитания защитников Отечества.

После Октября скаутское движение было фактически вытеснено пионерским движением. В 1919 г. делается попытка создания организации юных коммунистов. В Тульской губернии создается детпролеткульт, в Перми "Муравейник", в Днепропетровске - Совет детских депутатов. Словом, идет поиск организационных форм детского движения.

В этом движении главную роль играли культпросветчики и педагоги. Чтобы придать движению организованный характер, в 1923 г. Секретариат ЦК РКСМ издает циркулярное письмо "0 развитии организационных форм детской работы". Это привело к унификации и политизации детского движения. Унификация и политизация окончательно завершились в пионерский период, т.е. после шестого съезда комсомола, который состоялся в 1924 г. Детские организации были бюрократизированы, они подавляли инициативу ребят, воспитывали их в духе конформизма. Положительным моментом в деятельности пионерских организаций были коллективизм и дисциплинированность. Пионерская организация имела единую цель и задачи, единую программу деятельности, общие для каждого символы и ритуалы, поголовный охват подростков.

За годы советской власти в России была создана стройная система государственных и общественных институтов воспитания подрастающего поколения. Теперь эта система под угрозой распада. Идет процесс ее неуклонного сокращения. Наряду с этим была создана мощная и стройная система общественных организаций, которая охватывала детей всех возрастов. Социализация ребенка начиналась с детской организации октябрят. Затем он вступал в пионеры, из пионеров в комсомол и взрослым в партию. Партия постоянно заботилась и направляла деятельность детских организаций. И как бы мы не критиковали эту систему за ее авторитаризм и формализм, это была эффективная система воспитания с четкой идеологической направленностью. Она формировала гражданина и патриота своей страны.

С 1989 г. начинается постпионерский период детского движения. Демократизация захватила и детские организации. Их девизом становится: "За Родину, добро и справедливость", детским организациям предоставляется некоторая самостоятельность. В 1990 г. Россия ратифицировала конвенцию "0 правах ребенка", а в 1993 г. правительство принимает постановление "О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации", в 1994г. "0 взаимодействии органов управления по делам молодежи с детскими и молодежными объединениями". В 1995 г. Государственная дума принимает закон "Об общественных объединениях". В том же году издается справочник Государственного комитета по делам молодежи, в котором зафиксированы 24 детских объединения. К ним относятся: "Русский Союз скаутов", "Союз московских скаутов", "Союз пионерских организаций", федерация "Юная Россия" и "Федерация скаутов России", Орден милосердия, Школа демократической культуры, детские творческие объединения, спортивные юношеские общества и клубы.

Для всех этих объединений характерны отсутствие яркой политической направленности, добровольность, инициатива, самоуправление.

Таким образом, современные детские организации вступили в полосу демократизации и выполняют важные функции формирования гражданина. Роль и место взрослого сугубо индивидуальна, определяется авторитетом и влиянием. Он может быть руководителем, организатором, советчиком. Это зависит от запросов самих подростков. Необходима свобода действий детских организаций.

Помимо формальных детских объединений существуют еще и неформальные, не имеющие официального статуса: это экстремистское и лояльное движения. К экстремистским группам можно отнести люберов, рокеров, фашиствующие и некоторые религиозные организации типа церкви сатаны, белого братства, богородичного центра и др. К лояльным группам относятся панки, металлисты и другие группы, связанные с определенным образом жизни. Для них характерны вычурность одежды, неординарность поведения и увлечение каким-то видом искусства.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Сущность и условия оказания педагогической поддержки
Концептуальные представления о педагогической поддержке как норме педагогической деятельности формируются под воздействием идей и теоретических исследований, разрабатываемых в русле философской, педагогической и психологической антропологии. Генеральная идея об автономной и свободной сущности челов ...

Использование проектной деятельности на уроках технологии
Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деят ...

Программа изучения опыта работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива
Данная программа была разработана с целью изучения опыта работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива. Базой для ее реализации стало МОУ СОШ №18 г. Череповец. Данная программа состоит из трех этапов. Объект изучения: опыт работы социального педагога в школе по сплочению ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru