В контрольном исследовании принимали участие те же дети младшего школьного возраста, которые участвовали в нашем формирующем эксперименте (8 человек), а также дети не участвующие в нашем эксперименте (8 человек).
Перед нами стояла задача фиксации изменений в мотивационной сфере, уровня самостоятельности и произвольности, развития коммуникативных способностей, уровня самооценки, после нашего эксперимента.
1. Метод исследования мотивационной сферы: структурированное интервью с детьми, которое проводилось по той же схеме, что и в начале нашего исследования:
Анализ ответов детей
Количественное соотношение результатов ответов детей о своих желаниях и предпочтениях, а также о мотивах учебной деятельности до и после эксперимента мы приводим в таблице:
Таблица 4.5
Варианты ответов |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||
До |
После |
До |
После | ||
А |
доминирование внеучебных интересов |
75% |
75% |
75% |
75% |
Б |
доминирование учебных интересов |
25% |
25% |
25% |
25% |
В |
отрицательные переживания, связанные со школой |
75% |
25% |
62,5% |
50% |
Г |
преобладание собственно познавательных мотивов |
25% |
37,5% |
37,5% |
37,5% |
Д |
преобладание учебных мотивов «избежания неприятностей» и мотивов «одобрения» |
75% |
37,5% |
62,5% |
62,5% |
Е |
преобладание широких социальных и позиционных мотивов |
25% |
50% |
25% |
37,5% |
(в % от общего числа ответов детей)
Учитывая данные таблицы 4.5, можно сделать вывод о наличии у детей экспериментальной группы на данный период, следующих уровней учебной мотивации:
Низкий уровень развития учебной мотивации характерен для 37,5% детей, средний уровень учебно-познавательной мотивации для 50%; высокий уровень – для 12,5% детей.
Процентное соотношение уровней развития учебной мотивации у экспериментальной и контрольной групп детей до и после эксперимента, можно также посмотреть в Приложении №4.
2. Контрольная диагностика уровня самооценки, проводилось при помощи тех же методов, что и в начале нашего исследования.
На основе проведенного контрольного исследования уровня самооценки детей, составлены следующая сводная таблица.
Результаты исследования самооценки до эксперимента и после него
Таблица 4.6
Характер самооценки |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||||
до |
после |
до |
после | ||||
Оценка учебных действий |
самооценка адекватная |
25% |
50% |
25% |
12,5% | ||
самооценка завышенная; |
25% |
25% |
25% |
25% | |||
самооценка заниженная; |
50% |
25% |
50% |
62,5% | |||
Оценка нравственных качеств |
самооценка адекватная |
12,5% |
37,5% |
25% |
12,5% | ||
самооценка завышенная; |
37,5% |
37,5% |
25% |
12,5% | |||
самооценка заниженная; |
50% |
25% |
50% |
75% | |||
Оценка общего уровня рефлексии |
низкий уровень |
75% |
50% |
62,5% |
62,5% | ||
средний уровень |
12,5% |
37,5% |
25% |
25% | |||
высокий уровень |
12,5% |
12,5% |
12,5% |
12,5% | |||
Полезная информация:
Пересказы текстов как важнейшее средство развития устной речи учащихся
Огромное место в становлении речи учащихся исходных классов занимают пересказы разных текстов. Отражение прочтенного является одной из главных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из результативных приёмов становления мышления и речи. В связи с этим довольно значительным является воп ...
Понятие дидактическая игра, её структура, специфические особенности и место
в педагогическом процессе дошкольного учреждения
Дидактические игры является разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Он ...
Цель, задачи, принципы и условия воспитания любви к Родине старших
дошкольников
Современное понимание патриотизма, или любви к Родине характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается р ...