В контрольном исследовании принимали участие те же дети младшего школьного возраста, которые участвовали в нашем формирующем эксперименте (8 человек), а также дети не участвующие в нашем эксперименте (8 человек).
Перед нами стояла задача фиксации изменений в мотивационной сфере, уровня самостоятельности и произвольности, развития коммуникативных способностей, уровня самооценки, после нашего эксперимента.
1. Метод исследования мотивационной сферы: структурированное интервью с детьми, которое проводилось по той же схеме, что и в начале нашего исследования:
Анализ ответов детей
Количественное соотношение результатов ответов детей о своих желаниях и предпочтениях, а также о мотивах учебной деятельности до и после эксперимента мы приводим в таблице:
Таблица 4.5
Варианты ответов |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||
До |
После |
До |
После | ||
А |
доминирование внеучебных интересов |
75% |
75% |
75% |
75% |
Б |
доминирование учебных интересов |
25% |
25% |
25% |
25% |
В |
отрицательные переживания, связанные со школой |
75% |
25% |
62,5% |
50% |
Г |
преобладание собственно познавательных мотивов |
25% |
37,5% |
37,5% |
37,5% |
Д |
преобладание учебных мотивов «избежания неприятностей» и мотивов «одобрения» |
75% |
37,5% |
62,5% |
62,5% |
Е |
преобладание широких социальных и позиционных мотивов |
25% |
50% |
25% |
37,5% |
(в % от общего числа ответов детей)
Учитывая данные таблицы 4.5, можно сделать вывод о наличии у детей экспериментальной группы на данный период, следующих уровней учебной мотивации:
Низкий уровень развития учебной мотивации характерен для 37,5% детей, средний уровень учебно-познавательной мотивации для 50%; высокий уровень – для 12,5% детей.
Процентное соотношение уровней развития учебной мотивации у экспериментальной и контрольной групп детей до и после эксперимента, можно также посмотреть в Приложении №4.
2. Контрольная диагностика уровня самооценки, проводилось при помощи тех же методов, что и в начале нашего исследования.
На основе проведенного контрольного исследования уровня самооценки детей, составлены следующая сводная таблица.
Результаты исследования самооценки до эксперимента и после него
Таблица 4.6
Характер самооценки |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||||
до |
после |
до |
после | ||||
Оценка учебных действий |
самооценка адекватная |
25% |
50% |
25% |
12,5% | ||
самооценка завышенная; |
25% |
25% |
25% |
25% | |||
самооценка заниженная; |
50% |
25% |
50% |
62,5% | |||
Оценка нравственных качеств |
самооценка адекватная |
12,5% |
37,5% |
25% |
12,5% | ||
самооценка завышенная; |
37,5% |
37,5% |
25% |
12,5% | |||
самооценка заниженная; |
50% |
25% |
50% |
75% | |||
Оценка общего уровня рефлексии |
низкий уровень |
75% |
50% |
62,5% |
62,5% | ||
средний уровень |
12,5% |
37,5% |
25% |
25% | |||
высокий уровень |
12,5% |
12,5% |
12,5% |
12,5% | |||
Полезная информация:
Особенности мыслительной деятельности
Мышление — это процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятия, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (через ум ...
Основные требования к использованию проектных технологий
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятел ...
Семья, ее основные функции
Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Во-вторых, се ...