Таким образом, для того, чтобы деятельность была совместной, необходимо наличие обшей цели, четкое распределение функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами группы, согласованность действий и как следствие совокупности всех индивидуальных согласованных деятельностей получение единого результата.
Мы считаем, что организация такой совместной деятельности, способствует удовлетворению подростковых потребностей и позволяет сгладить отрицательные воздействия особенностей организации жизнедеятельности учреждений интернатного типа.
Это происходит за счет того, что именно в совместной творческой деятельности детей и взрослых возможно объединение всех, выделенных нами во II главе, факторов, способствующих развитию основных показателей готовности к переходу в среднюю школу, а именно: произвольности, самостоятельности, коммуникативных навыков, положительной самооценки.
Поскольку в учреждениях интернатного типа, практически нет места для самостоятельности, для свободного действия, то именно в совместной деятельности, возможно предоставление авторства, самостоятельности и свободы ребенку, когда он может предложить и реализовать собственные идеи, собственные формы работы. Свобода ребенка здесь проявляется в возможности самостоятельно планировать собственный день, собственную индивидуальную деятельность, самостоятельно контролировать ее, в возможности выбирать ту деятельность, которая является для него наиболее интересной, значимой. У ребенка появляется возможность вмешиваться в свою жизнь, делать то, что он хочет, выбирать, возможность самостоятельно организовывать свое время, возможность самостоятельного контроля над собой, своей деятельностью. В совместной деятельности возникает возможность ставить ребенка в ситуацию сознательного выбора, побуждать к принятию самостоятельных решений. Это, в свою очередь, отвечает потребности ребенка в самостоятельности и независимости.
Совместная деятельность это и пространство для реального, практического общения и взаимодействия взрослых и детей. Структура совместной деятельности в отличие от индивидуальной, фактически складывается, функционирует и развивается через взаимодействие и общение между отдельными ее участниками. Благодаря непосредственному или опосредованному взаимодействию индивидов становится возможным объединение, распределение и согласование индивидуальных деятельностей в совместной. Поэтому в совместной деятельности общение приобретает свой истинный смысл, приобретает практический характер. Взрослые и дети общаются ради общей цели, общей деятельности, а не ради поддержания дисциплины и порядка. Каждый участник деятельности может выказывать свое мнение, выражать свое отношение. Дети в результате приобретают навыки общения, навыки устанавливания контактов друг с другом, навыки взаимодействия и координирования своих действий, дети усваивают образцы приемлемого общения и поведения, и что особенно важно, что это происходит в реальной ситуации, а не на теоретических занятиях, оторванных от практики. Групповая работа помогает развивать речевое общение, интеллектуальные способности, развиваются ответственность, взаимопомощь, самоконтроль.
Поскольку дети из детского дома, вследствие «закрытости» учреждений интернатного типа, характеризуются не развитой рефлексией и осознанностью своего поведения, то необходимым является создание условий для восполнения этих дефицитов. В совместной деятельности взрослый, выступая на правах партнера, не ограничивая самостоятельность ребенка, может задавать ребенку вопросы, направленные на осознание своих действий и состояний: «Что ты делаешь?», «Что ты хочешь делать с этой вещью?», «Как ты это собираешься делать?», «Что тебе для этого нужно?» и т.п. Это способствует развитию осознанности поведения, произвольности, внутреннего плана действий и собственно теоретического мышления. Вопросы взрослого побуждают ребенка к осознанности, активности и самостоятельности своего поведения. Подводя итоги совместной деятельности, взрослый помогает ребенку осознать последствия собственных действий и через это переживание формируется рефлексия.
И последнее, в совместной деятельности есть место и для игровой деятельности, когда дети вместе придумывают сюжет игры, правила и строго их придерживаются, координируют действия каждого участника. Игра, как показывают исследования, является первым образцом собственно совместной деятельности детей. В игре действия детей скоординированы, всегда связаны между собой. Это способствует формированию произвольности поведения, самоконтроля, ответственности. Кроме того, в игре дети легче устанавливают взаимоотношения между собой, учитывают мнения каждого. Совместное планирование игры предполагает специальную организацию взрослыми совместной деятельности детей. Организовать игры надо так, чтобы дети приводили их к концу самостоятельно. При планировании игры обязательно нужно учитывать мнение каждого и согласовывать их, охотно принимать всякое предложение и т.п.
Полезная информация:
История становления организаций для детей и
подростков
В данном параграфе речь пойдет об истории становления учреждений и организаций для детей и подростков, а также о их непосредственных задачах, средствах и методах их работы на различных исторических этапах. История создания детских общественных организаций начинается с дореволюционной России. Первые ...
Получение информации
Исследователю в зависимости от того, как он решит поступить, либо самому приходится собирать необходимые данные, либо полностью полагаться на существующие данные, уже собранные кем-то другим. В последнем случае данные могут быть опубликованными или неопубликованными. Иногда исследователь собирает д ...
Модульное структурирование и организация учебных
занятий по стереометрии
Рассмотрим более детально организацию и конструирование учебно-воспитательного процесса и учебной деятельности обучения стереометрии с позиций теории модульного подхода. Известно, что хорошие результаты достигаются там, где процесс организован как целостная система. Помня о том, что процесс обучени ...